Вечерний Северодвинск
Номер от 7 июня 2007 г.

Заводы не станут!
Профессиональные училища Северодвинска проходят испытание на прочность

Об образовании говорят немало – о дошкольном, основном и высшем. Только начальное профессиональное в наше время как-то не котируется. Ну не мечтает молодежь, как в былые времена, о славном труде у станка. Специалисты говорят, что сейчас в вузах мест больше, чем абитуриентов, чем же могут привлечь учащихся ПУ?

- Наконец-то учреждения начального и среднего профессионального образования осознали необходимость объединения в единую организацию, которая смогла бы защитить наши интересы, – делится мыслями директор ПУ №28 Алексей ГУДКОВ. – Недавно в Липецке прошел Всероссийский семинар-совещание «Социальное партнерство: образование и бизнес», Северодвинск представляли мы с директором первого училища Германом Никитинским и директором ПУ №38 Вадимом Гусевым.

- Разница в подготовке кадров у нас и у них чувствуется?

- Конечно, нам есть чем гордиться! Еще три года назад на зональном совещании мы показывали как факт то, что сейчас нам в Липецке презентуют как технологии будущего.

- А чем же вас смогли удивить?

- Заинтересованностью администрации области. Я был восхищен, насколько губернатор Олег Королев болеет за подготовку высококвалифицированных рабочих кадров.

- Вы утверждаете, что в стране есть дефицит рабочих кадров...

- Это утверждают все. Липецкая область – одна из тех, на ком кризис рабочих кадров сказался очень остро.

- Говорят: проблемы – это то, о чем говорят, задачи – то, что решают. Согласны?

- Решения уже есть. Даже на федеральном уровне, наконец-то, нам стали оказывать поддержку. Впервые учреждения начального и среднего профессионального образования вошли в нацпроект. Что это дает? Пока немногое… Определена сумма в 20-30 миллионов рублей, которые могут получить учреждения, но только те, которые подкрепят свою инновационную программу собственными финансами. Но этот проект пока сырой – профинансируют в этом году всего 79 заявок из 286, да и тем, кого одобрили, я не завидую.

- Почему?

- Во-первых, они должны найти сумму не меньшую, чем дотация, а это не так-то просто. Во-вторых, списки определены только сейчас, деньги, я уверен, переведут на счет учреждения лишь осенью, а потратить их и отчитаться нужно до конца этого года.

- Действительно, сложно. В нашем городе есть рисковые головы, которые подали заявку на дотацию?

- Нет, таких не нашлось. Сам думал, но не рискнул, прогнозируют, что в будущем году условия для получения дотации будут менее строгими, вот тогда можно будет и нам подать заявки. Правда, это возможно только с помощью «Звездочки».

- «На Бога надейся, да сам не плошай». Без оглядки на федеральный бюджет, что сейчас предпринимают училища, чтобы привлечь ребят?

- Меняем перечень профессий. Предприятия сейчас нуждаются в универсальных специалистах - мы изменяем профиль многих специальностей, к примеру, наши сварщики могут работать сборщиками, а слесари справляются с работой монтажника. Стараемся привлечь ребят из области – «Звездочка» дала возможность ребятам бесплатно ездить на автобусе по маршруту Архангельск-Северодвинск.

- Со школами сотрудничаете?

- Хм… скажем мягко, нас там не ждут. Перевод школ на подушевое финансирование сделал нас конкурентами, ведь мы предлагаем старшеклассникам альтернативу, причем достаточно выигрышную – они получают стипендию, профессию и опыт.

Каждое образовательное учреждение тщательно готовится к очередной аттестации – и педагоги, и учащиеся знают, какие высокие требования предъявляет к ним аттестационная комиссия департамента образования. Но в этом учебном году ягринское двадцать восьмое училище оказалось пионером – его педагогический состав первым в городе испытал на себе проверку по новому образцу, знания ребят и качество преподавания оценивали специалисты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Директор училища Алексей Гудков признается, что проверки не боялись – страшила неизвестность. Готовились к анализу работы, как к обычной аттестации, долго и кропотливо. А прошел срез непривычно быстро: два ноябрьских дня пятнадцать педагогов училища и пятнадцать избранных учащихся отвечали на вопросы тестов. Впрочем, необычная форма проведения аттестации на результат обследования не повлияла, в очередной раз училище подтвердило, что готовит действительно профессиональных рабочих.

Ирина БАГРИЧ