Вечерний Северодвинск
Номер от 17 мая 2007 г.

Два рождения Сергея Прокопьевича
84-летний Сергей Прокопьевич Коптяев – человек удивительный. Судьба никогда не баловала бывшего фронтовика, но как же он общителен, как доброжелателен! Редко удается общаться с такими людьми…

Он родился в 1923 году в деревне Шахановка Шенкурского района. Был восьмым ребенком в крестьянской семье. Одно из первых воспоминаний – музыка. Отец, например, славился игрой на баяне, ни одна свадьба, ни одна вечеринка не обходились без него. У него научились играть четверо детей. А Сережа даже решил непременно стать музыкантом…

Но настал 1941 год. В декабре Сергей Коптяев вместе с 80 другими призывниками отбыл из Архангельска. До Вологды товарняк шел шесть суток, а по прибытии сопровождающий офицер спросил только: «Трупы есть?» Но первое испытание Сергей Коптяев выдержал. Затем была еще более долгая и тяжелая дорога через Киров в Казань. Там направили в полковую школу. Через несколько месяцев красноармеец Коптяев стал сержантом. Командование пришлось принять над 12 взрослыми мужчинами – все старше его, и все бывшие заключенные… С этими солдатами эшелоном отправили под Сталинград. Впрочем, до поры до времени пришлось обеспечивать эвакуацию военных и гражданских объектов. Боевое же крещение принял 18 августа 1943 года под Таганрогом. Тот бой запомнился на всю жизнь. Из 500 солдат и командиров батальона уцелело 14. В их числе и Сергей Коптяев. А когда все затихло, на позиции привезли еду. На весь батальон. И подкрепление назавтра обещали. Задача была – взять высоту, название которой по-русски означало «могила»…

Наутро – новая атака.

- Под огнем добежал до немецкого блиндажа, - вспоминает Сергей Прокопьевич. – Вижу – трое немцев. У одного – граната с длинной деревянной ручкой…

В госпитале из рук Сергея Коптяева извлекли 14 осколков. Лечение продолжалось три месяца – и вновь сборный пункт. Службу продолжил в пулеметном взводе вторым номером расчета «Максима». Освобождали Мелитополь, Луганск, Сталино. На подступах к Крыму, на берегу Сиваша, Сергей Прокопьевич вновь был тяжело ранен. В госпитале в Тбилиси провел полгода. Запомнилось не только лечение, но и то, что здесь можно было откупиться от армии – стоило это две тысячи рублей… Но это было не для Сергея Коптяева. Ему еще довелось сражаться на польской земле – брать Люблин, Варшаву, Познань. За несколько месяцев до Победы северянин вновь сменил военную специальность – стал радистом, обеспечивал связь командира корпуса Героя Советского Союза Павла Андреевича Фирсова. 16 апреля на подступах к Берлину связь прервалась. Двое радистов, посланных ее восстановить, полегли от пуль снайпера. Третьим восстанавливать линию пошел Сергей Коптяев. Немецкий снайпер и тут не промахнулся, но поразил оказавшуюся на высоте головы катушку с проводом – она и спасла жизнь, ранение оказалось легким, и советский радист сумел выполнить задание.

С тех пор каждый год 16 апреля Коптяев отмечает второй день рождения. Собственноручно готовит, накрывает стол…

Кстати, делает он это профессионально. После армии многие годы Сергей Прокопьевич работал в столовых города и Севмаша, заведовал производством. Когда на завод приезжало московское начальство, зачастую именно ему приходилось готовить угощение для высоких гостей. Приказом министра торговли РСФСР ему – на тот момент единственному из северодвинцев – было присвоено звание «мастер-повар».

Да и сейчас, на пенсии, он не скучает. Когда дети на работе, готовит еду или играет на своей любимой гармони. Все-таки уроки отца не пропали даром!

- Больших подвигов я не совершал, - говорит о своем пути Сергей Прокопьевич.

Но так ли это? Судите сами.

Юрий СТЕПАНОВ