Вечерний Северодвинск
Номер от 19 апреля 2007 г.

Все это нашей истории строки…
Длинный, насколько хватает глаз, ряд стеллажей сплошь заставлен коробками. Главный хозяин всего этого богатства заведующая архивохранилищем Елена Мельникова открывает их, демонстрируя, как хранятся документы.

Одна за одной мелькают надписи на папках, при прочтении которых тотчас вспоминаются полузабытые песенные слова: «Все это нашей истории строки…» Словно подзаголовки глав большой исторической повести звучат названия тем исследований: «Партизанские отряды», «Северные конвои», «Репрессии в Архангельске»...

Мы находимся в помещении государственного архива, который по старой привычке называют партархивом, а официально он - отдел документов социально-политической истории Государственного архива Архангельской области. Тут сосредоточено свыше 3300 фондов, 680 тысяч дел, 4 тысячи фотографий.

Эта уважаемая архивная служба в предстоящую субботу отметит свой юбилей. И мы беседуем об этом с ее руководителем заслуженным работником культуры Российской Федерации Татьяной Титовой.

- Татьяна Васильевна, как и с чего все начиналось?

- Документы о революционном движении в губернии были собраны и взяты на учет еще в 1924 году. Но официально Архангельский губернский архив образован 21 апреля 1927 года при истпартотделе губкома ВКП(б). После нескольких организационных преобразований с 1939 года на протяжении многих лет он назывался Партийным архивом Архангельского обкома ВКП(б).

- Кому принадлежит идея изменения профиля архива в 1991 году?

- То была вынужденная мера в целом для страны. Ведь на какой-то момент осталось бесхозным огромное количество документов за период с 1917 года и даже ранее. Появилась угроза утраты части документов. Например, Северодвинский горком ВЛКСМ бросил на произвол судьбы свой архив, охватывающий десятилетний период деятельности городской комсомольской организации. И в качестве спасительной меры последовало указание передать все партархивы в ведение Государственной архивной службы. Вновь образованные архивы назывались по-разному: госархивы новейшей истории или новейшей политической истории. В нашей же области был создан Государственный архив общественных политических движений и формирований.

- На чем основывалось его создание?

- Мыслилось, что это не будет архив только одной правящей партии. Здесь должны быть сосредоточены документы всех партий, политических и социальных объединений, фондов, в большом количестве возникавших в период перестройки.

- И что же, был определен перечень организаций, которые обязаны сдавать вам документы?

-Нет. Это была уже наша работа. Не подумайте, что архивистов везде встречают с распростертыми объятиями. Многих руководителей приходилось подолгу убеждать. Потребовались личные контакты, долгий и упорный труд.

- А кто имеет доступ к фондам?

- Любой гражданин страны. Все фонды находятся в открытом хранении, за исключением тех, которые содержат тайны личной жизни. Есть, правда, документы, в которых, по нынешним меркам, нет никаких секретов, но они не переводятся в открытый фонд по той причине, что на них еще в далекие годы был поставлен гриф секретности. Разрешение на снятие грифа дает межведомственная комиссия, которая собирается два-три раза в год. Ежегодно рассекречиваются полторы-две тысячи документов.

- Недавно узнал, что вы стали принимать на хранение документы не только от организаций, но и от отдельных лиц. Это новинка в вашей работе?

- В системе государственных архивов это делается давно, в партийных архивах такая практика почему-то отсутствовала. Несколько работников, пришедших сюда из госархива, встречаясь со многими исследователями, обратили внимание на то, сколь интересны их биографии. Первый личный фонд мы создали из документов Павлы Федоровны Руденко, бывшей заведующей партийным архивом, секретаря горкома партии, потом образовались фонды бывшего партийного и комсомольского деятеля Станислава Яковлевича Половникова, депутата Госдумы Михаила Александровича Данилова. Множество интересных документов, фотографий содержит и личный фонд Лидии Ивановны Черняевой, старейшего краеведа, Почетного гражданина Северодвинска.

- В чем ценность таких фондов?

- Попадающие к нам архивы организаций – это все же управленческая, официальная документация. А личный архив позволяет увидеть, как тот или иной период развития нашего общества, нашей страны, нашего края выглядит с точки зрения отдельного человека. Личные, субъективные взгляды свидетелей какого-либо события позволяют более разносторонне представить историческую сущность того или иного исторического периода. Само собой, что в личных фондах могут быть уникальные удостоверения, различные свидетельства, тексты выступлений, переписка с очень известными людьми. Все это позволит в дальнейшем лучше, точнее узнавать эпоху.

Александр БУРЛОВ