Вечерний Северодвинск
Номер от 19 апреля 2007 г.

«Вынес и эту дорогу железную…»
Как-то раз, работая в старой библиотеке строителей Молотовска, я подобрала пачку формуляров читателей-«задолженников». Меня заинтересовали адреса. На одной карточке, например, фигурировала «землянка у вокзала». Люди, живя в таких условиях, тянулись к книге!

НО и сама по себе землянка, и вокзал, и история нашей железной дороги заслуживают отдельного разговора. Тема эта мало изучена краеведами.

О деятельности наших железнодорожников до войны и во время ее мне рассказывал, например, почетный железнодорожник Семен Степанович Кривчиков. По его словам, уже в августе 1936 года в Судострой прибыла группа молодых путейцев. Задача была одна - связать большую стройку с магистралью Москва - Архангельск. Трасса сравнительно короткая, но проходила по болотам и оказалась очень сложной. Особенно трудно было от Судостроя до Рикасихи: казалось, земляное полотно там не уложить.

Работали вручную. Иногда делали бревенчатый настил, в тачках возили грунт. Рабочий день – по десять часов, отдыхали и спали на травяных матрасах. Укладка пути велась одновременно от Судостроя и от Исакогорки, и задание было выполнено. 7 ноября 1936 года на 39-м километре путь был соединен. Это был праздник… Уже 22 ноября прошел первый пробный поезд из четырех вагонов.

Но доводить дорогу до ума пришлось еще долго. Поначалу поезда шли со скоростью не более 10 километров в час. В 1937 году скорость увеличилась до 20 километров. Но до открытия пассажирского движения оставалось больше года. Дочь первого руководителя строительства Ивана Тарасовича Кирилкина Клавдия Ивановна в свое время говорила мне, что летом 1937 года отец пригласил ее приехать к нему в гости, обещав встретить ее в Исакогорке.

- Но я не стала его дожидаться, - рассказывала она, - а расспросила, где находится дорога на Судострой, и пошла пешком по шпалам. Отец встретил меня на полпути.

В начале октября 1938 года меня отправили в Москву на курсы библиотекарей. Как добраться до архангельского вокзала? Погода холодная, пароходы то сбиваются с расписания, то вообще садятся на мель. Мне подсказали: проще всего уехать в товарном вагоне – они каждый день ходят пустыми отсюда на Исакогорку. Пришла к вокзалу – довольно скромному, но с надписью: «Молотовск», – все как у людей. Несколько мужчин, таких же пассажиров, подтвердили: едем вот в этом вагоне. Забралась по лесенке вслед за ними, села на своем чемоданчике. Часа через два были в Исакогорке.

А в феврале 1939 года возвращалась в Молотовск уже на дежурке. Было счастьем ехать в настоящем теплом вагоне. Так что, как и рассказывал С.С. Кривчиков, пассажирское сообщение с Молотовском было открыто поздней осенью 1938 года.

В войну работа на железной дороге приравнивалась к службе в армии. В Молотовске к причалам порта были срочно, и притом качественно, проложены пути. Станцию заполняли вагоны с грузами. Пути требовали ухода, на расчистку снега зимой требовалось более ста человек, к этим тяжелым работам приходилось привлекать женщин и детей-подростков. Еще один тяжелейший участок – ледяная дорога через Северную Двину от деревни Ширша до Жаровихи. На лед шпалы не положишь – сначала надо сделать настил из решеток, закрепить, а потом уже укладывать шпалы под рельсы. Поезда шли от Исакогорки до порта Экономия. В декабре дорогу строили, в апреле разбирали. Все это делали те же женщины.

- Однажды вызывает меня начальник, - рассказывал Семен Степанович. – Мол, надо срочно отправить шпалы в освобожденные районы Украины. Где брать – сам смекай. Выход нашли: хорошие шпалы сняли с малоиспользуемых тупиков, заменили на старые. Уже через несколько часов, в полночь, уехали наши шпалы по назначению.

Лидия ЧЕРНЯЕВА, Почетный гражданин Северодвинска