Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 28 марта 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Вечерний Северодвинск
Номер от 19 апреля 2007 г.
Смотреть весь номер Вечерний Северодвинск от 19 апреля 2007 г. :: Архив газеты «Вечерний Северодвинск»

«Вынес и эту дорогу железную…»

Версия для печатиОтправить статью другу
Как-то раз, работая в старой библиотеке строителей Молотовска, я подобрала пачку формуляров читателей-«задолженников». Меня заинтересовали адреса. На одной карточке, например, фигурировала «землянка у вокзала». Люди, живя в таких условиях, тянулись к книге!

НО и сама по себе землянка, и вокзал, и история нашей железной дороги заслуживают отдельного разговора. Тема эта мало изучена краеведами.

О деятельности наших железнодорожников до войны и во время ее мне рассказывал, например, почетный железнодорожник Семен Степанович Кривчиков. По его словам, уже в августе 1936 года в Судострой прибыла группа молодых путейцев. Задача была одна - связать большую стройку с магистралью Москва - Архангельск. Трасса сравнительно короткая, но проходила по болотам и оказалась очень сложной. Особенно трудно было от Судостроя до Рикасихи: казалось, земляное полотно там не уложить.

Работали вручную. Иногда делали бревенчатый настил, в тачках возили грунт. Рабочий день – по десять часов, отдыхали и спали на травяных матрасах. Укладка пути велась одновременно от Судостроя и от Исакогорки, и задание было выполнено. 7 ноября 1936 года на 39-м километре путь был соединен. Это был праздник… Уже 22 ноября прошел первый пробный поезд из четырех вагонов.

Но доводить дорогу до ума пришлось еще долго. Поначалу поезда шли со скоростью не более 10 километров в час. В 1937 году скорость увеличилась до 20 километров. Но до открытия пассажирского движения оставалось больше года. Дочь первого руководителя строительства Ивана Тарасовича Кирилкина Клавдия Ивановна в свое время говорила мне, что летом 1937 года отец пригласил ее приехать к нему в гости, обещав встретить ее в Исакогорке.

- Но я не стала его дожидаться, - рассказывала она, - а расспросила, где находится дорога на Судострой, и пошла пешком по шпалам. Отец встретил меня на полпути.

В начале октября 1938 года меня отправили в Москву на курсы библиотекарей. Как добраться до архангельского вокзала? Погода холодная, пароходы то сбиваются с расписания, то вообще садятся на мель. Мне подсказали: проще всего уехать в товарном вагоне – они каждый день ходят пустыми отсюда на Исакогорку. Пришла к вокзалу – довольно скромному, но с надписью: «Молотовск», – все как у людей. Несколько мужчин, таких же пассажиров, подтвердили: едем вот в этом вагоне. Забралась по лесенке вслед за ними, села на своем чемоданчике. Часа через два были в Исакогорке.

А в феврале 1939 года возвращалась в Молотовск уже на дежурке. Было счастьем ехать в настоящем теплом вагоне. Так что, как и рассказывал С.С. Кривчиков, пассажирское сообщение с Молотовском было открыто поздней осенью 1938 года.

В войну работа на железной дороге приравнивалась к службе в армии. В Молотовске к причалам порта были срочно, и притом качественно, проложены пути. Станцию заполняли вагоны с грузами. Пути требовали ухода, на расчистку снега зимой требовалось более ста человек, к этим тяжелым работам приходилось привлекать женщин и детей-подростков. Еще один тяжелейший участок – ледяная дорога через Северную Двину от деревни Ширша до Жаровихи. На лед шпалы не положишь – сначала надо сделать настил из решеток, закрепить, а потом уже укладывать шпалы под рельсы. Поезда шли от Исакогорки до порта Экономия. В декабре дорогу строили, в апреле разбирали. Все это делали те же женщины.

- Однажды вызывает меня начальник, - рассказывал Семен Степанович. – Мол, надо срочно отправить шпалы в освобожденные районы Украины. Где брать – сам смекай. Выход нашли: хорошие шпалы сняли с малоиспользуемых тупиков, заменили на старые. Уже через несколько часов, в полночь, уехали наши шпалы по назначению.

Лидия ЧЕРНЯЕВА, Почетный гражданин Северодвинска



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Встречная полоса   В 2008 году на «Евро-3»  |  Треть запчастей для ВАЗа - контрафакт  |  77 миллионов на новый асфальт  |  Прямая линия с ГИБДД  |  Промчусь на «Ладе» я в купе  |  Выбирай себе учителя по его машине  |  Все четыре колеса...  |
Регион   Первый крейсер новой России  |
Наша галерка   «Ария». Армагеддон состоялся!  |  Звезды в подарок  |  Иосиф Кобзон: «Люблю Север. Здесь все настоящее»  |
Последняя полоса   Смахните желтых крокодильчиков  |
Семь пятниц на неделе   Ядовитая находка  |  Директор нажимает на кнопку  |  И на дуде игрец  |  Желтые веснушки  |  Плюс две кошачьи силы  |  Сюрприз на подоконнике  |  Звездочки на ладони  |  Эхо родного города  |
Юный город   Доколе будем жить по Некрасову?  |  Спасая жизнь людскую  |
До востребования   Сломался последний автобус  |  Гермес на месте Мельпомены  |  «Вынес и эту дорогу железную…»  |
Справочное бюро   Спортивная афиша  |  Богослужения на седмице  |  Сдавайте по-хорошему!  |  Вы уже придумали фасон?  |  В вечернем Северодвинске  |  Неужели память сотрут?  |
Спроси не поленись   Вам отвечает юрист  |  Хочу в телевизор!  |  Телефон министра  |  Где обследоваться?  |  Не начальнику, а директору  |  Закодированный Питер  |  Морковка с хлоркой  |
Крупным планом   Как аренда «душит» город  |  Юлиана, красавица, дважды студентка  |
Поморье   Все это нашей истории строки…  |  Евгений Карташов: «Насмешка над больными»  |
По соседству мы живем   Я - болельщик!  |  Последняя рюмка и сигарета  |  Килограмм золота  |  Как в аптеке?  |  От изб до небоскребов  |
Черная полоса   Смертельные игры со льдом  |  Осторожно: сухая трава!  |  От спасателей - бегом  |  Остановка «Пожар»  |  КамАЗ отделался испугом  |  Судебная хроника  |  Труп в баре  |
Об этом говорят   Документ нужный, но сырой  |  Золотые сотки  |  Давай сделаем это по-быстрому  |
Среди людей   Как город гостей пережил  |
День за днем   Была школа - станет дом?  |  Команда молодости нашей  |  Решается судьба «северных»  |  Умным, умелым и красивым  |  Подъезд сдан. Подъезд принят?  |
Город у моря   А слышно, что...  |  Календарик «Вечерки»  |  ЭМП - ЭРА - «Арктика»  |  Хамство в «шоколаде»  |  Спасибо за интерес к социальным проблемам  |
Общество   Севмаш даст жизнь «академикам»  |  Встречай солнечную весну!  |  Плюс один рубль  |  Перед образом Чудотворца  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Апрель 2007
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com