Вечерний Северодвинск
Номер от 19 апреля 2007 г.

Давай сделаем это по-быстрому
Конкурсы – дело хорошее. Если участники называют реальные сроки и цены

В прошлом году мэрию очень некрасиво кинули. Чтобы отремонтировать фасад одного из жилых домов, администрация провела конкурс, заключила с победителем контракт, однако исполнитель попался непорядочный и работу не выполнил.

ПОГОРЕВАВ, администрация стала искать эффективный способ защиты от недобросовестного подрядчика. И вместо того чтобы впредь в контрактах четко оговаривать все нюансы и предусмотреть реальную ответственность за невыполнение исполнителем обязательств по проведению работ или поставке товаров для муниципальных нужд, чиновники додумались изменить критерии оценки для выявления победителей конкурсов. К делу подошли со всей ответственностью, разработали систему, по которой уже состоялось два конкурса и совсем скоро пройдет еще один.

Все гениальное просто. Администрация предложила определять победителя по сумме набранных конкурсантами баллов, начисляемых с помощью «коэффициентов весомости».

Что самое главное при проведении конкурса? Естественно, цена, думают многие. Чем она меньше – тем больше экономия бюджета, для того и конкурсы существуют. А вот и фигушки. Цена, по разумению наших чиновников, - последнее дело, и коэффициентик для нее так себе, каких-то 0,1. В три раза выше ценится срок гарантии на выполненные работы, а самый высокий коэффициент – 0,6 у наиважнейшего, по мнению разработчиков этой системы, параметра - срока выполнения работ. И теперь выигрывает не тот, кто предлагает меньшую цену, а тот, кто пообещает быстрее выполнить работу.

Возьмем, к примеру, последний конкурс на право заключения муниципального контракта на строительно-монтажные и организационные работы по строительству инженерных коммуникаций: сетей водопровода, фекальной и ливневой канализации в квартале 108. Участвовали две фирмы. Одна пообещала закончить работу в августе, срок гарантии при этом назвала трехлетний. Другая компания, которая уже засветилась в городе шикарным (особенно по цене) ремонтом «деревяшек» на Советской и строительством каркасно-щитовых «киселевок» на Народной, заявила, что срок сдачи работ по контракту состоится 30 апреля 2007 года. И говорилось это 3 апреля! Срок гарантии на свою работу фирма определила в пять лет. А теперь угадайте, кто выиграл конкурс?

Теоретически можно и хрустальный мост с золотыми перилами за ночь сварганить. На практике же получается как в анекдоте, где хромая и беззубая кляча уговорила лоха сделать на нее ставку в забеге, а дохромав до финиша спустя час после всех лошадей, прошамкала: «Не шмогла…» Даже той кляче понятно, что сделать все по-быстрому обещано только для победы в конкурсе. Уже через десять дней глава фирмы разведет руками: «Извините, братцы, не смог», но контракт-то в кармане, поэтому без всякой спешки можно продолжать работать. Сроки гарантии на выполненные работы тоже напоминают ситуацию из анекдота, где уролог советует деду: «Сосед говорит, и ты говори…»

Случаи, когда спешка действительно необходима, мы с вами хорошо знаем. Но зачем во главу угла ставить срок выполнения работ, если в самой конкурсной документации чиновниками прописано «не позднее… такой-то даты»? А если раньше, кто и что от этого выиграет? Допустим, случится чудо, и водопровод с ливневкой появятся к 30 апреля, а не в сроки, указанные администрацией. Это как-то скажется на сроках строительства и сдачи домов? Вряд ли. Никому от этого ни холодно, ни жарко не будет. Строительство - это такая штука, где есть график, есть реальные сроки, и пятилетку в три дня никого сделать не заставишь. И не спешка тут нужна, а качественное и в срок выполнение работы.

Не за горами проведение открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по подготовке территории под малоэтажное строительство в квартале 108. Стоимость работ администрация оценила в 21 миллион. Ввод в эксплуатацию - не позднее 30 сентября 2007 года. Срок гарантии на выполненные строительно-монтажные работы не менее пять лет. А выиграет этот конкурс, естественно, фирма, которая пообещает кратчайшие сроки и заоблачную гарантию.

Никто не спорит, проведение конкурсов – дело хорошее, но только в том случае, если их участники называют реальные сроки и цены. Но можно ли подрядчика, называющего заведомо невыполнимые сроки, назвать добросовестным? И можно ли разработанные чиновниками условия конкурса назвать панацеей от недобросовестного?

Елена ОГОРОДНИКОВА