Вечерний Северодвинск
Номер от 19 апреля 2007 г.

Смахните желтых крокодильчиков
Больных бояться – в психдиспансер не ходить

- А ПОЧЕМУ не Путин? - любуюсь шикарным портретом Леннона в кабинете главврача психоневрологического диспансера Василия Григорьевича Фофанова. Самой непонятна офисная мода на президентские фото. Но ведь вешают.

- Мало ли кто что вешает. Мне этот нравится. Наша пациентка хотела меня нарисовать, а получился Леннон. Хорошая девушка, к сожалению, умерла. А в конференц-зале у нас портрет Ленина. Помните: в годы ельцинского правления резко поснимали отовсюду Владимира Ильича. Прихожу однажды с отпуска на пятиминутку: где дедушка? Приказал вернуть.

- Уважаете основоположника?

- Это память. О нашем художнике. К тому же сними портрет – белое пятно от него на стене останется. Некрасиво.

- В инакомыслии вас никогда не обвиняли?

- В непатриотичности - было. Не вступил в партию, и из комсомола два раза исключали. Первый раз в школе, тогда директор был не прав. И в армии, за то, что на сверхсрочку не остался.

- Сколько медицине служите?

- Двадцать девять лет. И все здесь.

Поздравляем с юбилеем!

20 апреля психоневрологическому диспансеру исполняется 50 лет. Начался он с кабинета в первой горбольнице. Через двадцать один год отметил новоселье на Яграх.

- Василий Григорьевич, сегодняшний психоневрологический диспансер - это…

- Поликлиника, три стационара, 185 круглосуточных коек. Нет, сокращение не предвидится – уже некуда. В свете новых веяний открыли дневной стационар на пять мест. Первыми в области создали реабилитационный центр «Аура». Персонал - 309 человек. Коллектив очень сильный, профессиональный. Два года назад нас перевели на областное финансирование.

- И как стало?

- С деньгами получше, но больше начальников появилось. Гоняют по кабинетам: сходи сюда, туда, визу поставь…

- А в советские годы как было? Психиатрию той поры обвиняли в рьяном служении делу партии.

- Не было такого в нашем городе, в горисполкоме, райкомах сидели умные люди. Пару раз только вызывали в кабинеты. Однажды возмутились тем, что заместителю начальника цеха диагноз поставил. Что в ответ сказал? «Не ваше дело!»

- Диагнозы тогда и товарищи обыватели легко ставили. «Знаешь, он в психушке лечился…» - все, черное пятно в биографии.

- Отходит это все. Нет сегодня такого понятия, как «поставить на учет». Диспансерное наблюдение, поддерживающая терапия – многие сегодня обращаются за помощью. Работают у нас два психотерапевта с медицинским образованием. Очень хорошие ребята.

- «С улицы» к ним можно на прием попасть? И сколько стоит визит?

- Если по направлению врача – бесплатно.

Не получилось «отмазаться»

- Василий Григорьевич, как спасаетесь от профессиональной деформации? Ведь с кем поведешься…

- Безусловно, специалист все должен через себя пропускать, не может абстрактно к ситуации подходить. Психоанализы проходим. Женщины ко мне приходят поплакаться. А мужчины, я подозреваю, к женщинам идут.

- Вы продолжаете практиковать?

- Без этого нельзя работать главным. С 1986 года на этой должности. Тогда было принято выбирать начальство. Вот и я сказал: как решит коллектив. Хотел «отмазаться» - не получилось.

- Специалисты говорят, что психическое здоровье россиян ухудшается.

- Так и есть. Но на «нет» сходят большие психозы. Нет таких диких, как были в восьмидесятые годы, когда о стенки головой бились. Это мировая тенденция, которую никто объяснить не может.

- А каково самочувствие города?

- Областной показатель первичной заболеваемости Северодвинск обскакал в 1,5 раза, по общей заболеваемости – в 1,2 раза.

- Город наш считается высокоинтеллектуальным. Может быть, правда горе - от ума?

- Возможно, причина в компактности проживания. Жителям района к специалисту надо долго и далеко ехать, а у нас все рядом, поэтому и обращаются чаще.

Не заразно

- Психические болезни не заразны? Вы не подумайте, что я совсем темный человек, но, если близкий человек душевно болен, у тех, кто рядом, нервы тоже на пределе.

- Французы открыли «помешательство вдвоем». Такое бывает, но только в пожилом возрасте, за 60. Если бабушка считает, что соседи ее обкрадывают, что-то в еду подсыпают, лучами травят, то ее дедушка в этом может увериться. В других случаях – не заразно.

- Самоубийство – это последствие диагнозов вашего профиля?

- В популяции здоровых людей случаев суицида гораздо больше. Толкнуть на такой шаг может многое, например синдром горя. Вчера мужчина рыдал в трубку: «Жена умерла». По разговору понятно стало – угроза суицида. Отправил к нему домой доктора.

- Особый случай. А вообще, человек в состоянии сам оценить свое психическое состояние?

- Люди грамотные стали. Повышенная утомляемость, беспричинная тревога, нарушение сна – со всем этим обращаются на Макаренко или в «Ауру».

- Но опасные для общества сами не придут. И о правах человека закричат, если их – силой.

- Мы имеем право таких госпитализировать. На трое суток – не больше. За два дня суд с участием прокурора рассматривает наше заявление и принимает решение о дальнейшей принудительной госпитализации.

- Какие болезни лидируют сегодня?

- На первом месте шизофрения, на втором – неврозы.

- Шизофрения – приговор на всю жизнь?

- Почему? Лечиться надо. Благодаря областному финансированию мы имеем возможность использовать новые поколения лекарств, без побочных эффектов. Одного парня недавно вытащили, сняли с инвалидности. Ему 21 год, теперь работает. А был растением. Хронических больных, которых я называю неудачниками, 25 процентов. Многих в дома-интернаты отправляем, родственники боятся их. А некоторые родственнички, пока человек лежит в квартире, умудряются как-то его квартиру продать. Три процесса я выиграл, вернули жилплощадь.

- Ваш бывший клиент недавно в редакцию позвонил: «Больных из палат днем выгоняют, люди спят у унитазов. Ужас, кошмар, хотел полечиться, а попал в тюрьму». Выпил с утра и позвонил.

- Днем в палатах больных находиться запрещено. Есть у нас трудинструктор, сестра-координатор, которая проводит беседы на понятном языке. Есть чем заняться, вместо того чтобы валяться на койке. К тому же в фойе легче контролировать ситуацию. Контингент зависимых, представитель которого вам позвонил, плохо влияет на больных с психическими расстройствами. Они хитрые, деньги вымогают, а наши люди простые – отдают.

Бойтесь пофигизма

- Весенний призыв близится. Время симуляций?

- Бесполезно. Симулянтов разоблачают даже больные, на второй день говорят: «Не наш». Начитается парень справочников, лучше бы монографию взял... Хотя в любом случае косить «под психа» бесполезно.

- А с настоящими не страшно работать? Вот и каска у вас лежит. Строительная, правда.

- Если их бояться – получишь в глаз. И спорить нельзя. Если у санитара появляется синяк, первый мой вопрос: «Поспорил?» Сам я ни разу не получал. А каску друзья-шутники подарили «для обхода».

- К нам в редакцию ваши пациенты, бывает, заходят. Как себя вести, если пресловутых крокодильчиков они с себя смахивают?

- Скажите, что по вам тоже бегают, но желтенькие. Человек задумается и с этой мыслью уйдет. А в остальном – как с нормальными людьми общайтесь.

- Самое тяжелое для вас время? В профессиональном плане, конечно.

- Весна, осень и полная Луна – боимся ее и готовимся. А фазы Луны – это для дачников.

- Игровые автоматы собираются убирать. Довольны?

- Кто же их даст убрать?.. Хотя с игровиками проще, жалко пацанов, подсевших на компьютерные стрелялки.

- Что для старшего поколения опасным считаете?

- Равнодушие.

- «Все на борьбу»?

- Нет, конечно. Не призываю бороться. Плюньте на политиков, займитесь чем-нибудь. Равнодушие и пофигизм до добра не доведут. Мозг надо тренировать постоянно.

- Василий Григорьевич, вопрос традиционный: кто из «великих» сегодня у вас лежит?

- Директор черной дыры. Дает мне ценные советы в письменном виде. А я ему отвечаю, потому что обязан отреагировать на каждое письменное заявление больного. Кому только они не пишут жалобы: и Путину, и Рейгану зачем-то.

- Нам тоже пишут, иногда такое! Откуда берутся фантазии?

- Мозг-то богатый. Здоровые люди его используют на 15-20 процентов, больные – на все 100.

- «Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума». Согласны?

- Нет. Бог не способен на такое.

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА