Вечерний Северодвинск
Номер от 18 января 2007 г.

Директор с Розового острова
Ягринцы, которые давно любят свой Дворец, считают, что он всегда был таким привлекательным и, не побоюсь этого слова, образцовым. Сама же Полина Попова, руководитель этого очага культуры, не без содрогания вспоминает о своих впечатлениях от увиденного здесь в первые дни своей работы в 1973 году.

ПОМЕЩЕНИЯ неуютные, неухоженные. Творчества, по сути, никакого. Вся деятельность сводилась к тому, что крутили кино да организовывали танцы. Впрочем, и танцы проводились в помещении, куда вообще заходить страшно. Дом культуры третьей категории. Заработок у работников этой сферы всегда был невелик, а тут еще и по минимуму. Пригласить квалифицированных специалистов было неоткуда, везде получали больше.

Другой бы на ее месте, может быть, оставил бы все как есть, но она относится к категории тех, кто не пасует перед трудностями, а настойчиво ищет пути их преодоления.

Первые шаги директора кое для кого показались тогда странными. Попросила у профкома 20 тысяч… на приобретение картин. Пояснила, что северные пейзажи, ягринские этюды нужны для того, чтобы как-то прикрыть убогость танцевального зала (потом их можно передать в пионерский лагерь, в общежития). И сразу же получила поддержку председателя профкома Юрия Пургина. Вслед за этим решила хлопотать и о присвоении Дому культуры статуса Дворца второй категории. Категорийность тогда определялась либо по количеству мест в зрительных залах, либо по числу творческих работников в штатном расписании (на 10 единиц занимающихся в коллективах самодеятельности можно было иметь одного руководителя). Первый путь исключался сразу. Количество мест в зале увеличить было нельзя. А вот второй оказался вполне реальным. Тогда в стране набирали силу народные университеты. Вот такой, очень многочисленный университет культуры, организованный при Дворце с помощью общества «Знание» и общественных организаций предприятия, помог разрешить и эту проблему.

Потом во Дворце стали организовывать замечательные праздники. Но для этого Полине Васильевне пришлось отказаться от ранее существовавшей традиции. До нее для подготовки праздничных мероприятий освобождались от работы люди в цехах. Они готовились, выступали один раз и уходили. Директор сказала: «У нас так не будет. Праздники должны готовить постоянные работники и те, кто занимается в коллективах Дворца».

С новыми шагами стала заметно ощущаться слабая техническая оснащенность сцены, зрительного зала. Прекрасно понимая, что это громадная работа, связанная с затратами, она все же обратилась к Зрячеву, который в то время был директором предприятия: «У меня нет ни осветительной аппаратуры, ни радиоузла, не говоря уже о звукостудии».

- Я тебе помогу (а речь шла о перепланировке зала), - сказал он, поняв все с полуслова. - Только сама договаривайся с пожарными.

Удалось найти лейтенанта пожарной охраны, очень хорошо разбирающегося в таких делах. Отрезали кусочек зала, сделали помещение. И тут возникла трудность в приобретении аппаратуры. Тогда, при плановой системе, все выделялось под конкретную стройку в соответствии с предварительными заказами. Зрячев вызвал инженера Виктора Арутюнова из электроцеха: «Освобождаю тебя на месяц от всех работ, иди к Полине, занимайся добыванием аппаратуры».

А производили эту аппаратуру на Украине. Он писал письма, ездил в командировки и добился многого. «Выбил» внеочередную поставку оборудования. Из Ленинграда привез группу специалистов, которая адаптировала типовую аппаратуру конкретно под наш Дворец и взялась выполнить монтаж. Дело ускорило то, что эта же организация вела в то время монтаж аппаратуры в новом городском театре драмы.

- Но это же обстоятельство стало для нас, - вспоминает Полина Васильевна, - и источником больших неприятностей. Монтаж аппаратуры у нас и в театре делали одновременно. И там у руководителей возникло подозрение, что на Яграх ставят оборудование, предназначенное для театра.

Появилось письмо в «компетентные органы». Начались проверки. Сначала по линии ОБХСС, потом финансовых органов (не за счет ли сметы на театр оплачиваются расходы на Дворец?), затем нашли отклонения в оформлении оплаты за монтажные работы. Платить приезжим специалистам было уже нельзя. И тогда она приняла беспрецедентное решение. Три месяца директор и электрик Дворца Вячеслав Пузырев отдавали ленинградским специалистам свою зарплату.

После эпопеи со звуком и освещением на очереди появилось кафе.

- Заключила договор с «Вестой», оговорив, что нас будет целиком обслуживать заводская столовая. Это дешевле и удобнее во всех отношениях. Пришлось опять выискивать помещения. Сейчас и работники Дворца, и гости имеют возможность перекусить, выпить чаю или кофе. «Веста» обслуживает и большие вечера, проводимые во время праздников.

Не без гордости директор рассказывает о работе с детьми. Если в советское время ставилась задача занять детей, то сейчас этого недостаточно. Дворец должен давать солидную эстетическую подготовку. Вместо кружков на Яграх давно работают студии, в которых работает несколько преподавателей.

Плата за обучение сравнительно небольшая и дифференцированная. В подготовительной группе, где ребенок усиленно обучается, она берется полностью. При переходе в среднюю группу - наполовину меньше, а когда он занимается в основной группе, где участвует в концертах, зарабатывает деньги для Дворца, плата не берется вообще.

Вся эта работа не является чем-то застывшим. Время от времени меняются ее формы. Творчество не терпит застоя. Открылась, например, школа элементарного музицирования. Там занимаются дети даже 2-3 лет. Походив сюда, такой ребенок выбирает потом понравившийся ему инструмент (флейта, фортепиано, домра) и остается во Дворце.

Визитная карточка нынешнего Дворца культуры имени 50-летия Октября – это 76 коллективов художественного творчества, в том числе 29 работающих на бесплатной основе, многочисленные награды за победу на престижных конкурсах исполнительского мастерства. Дворец наделен правом юридического лица. Здесь есть швейная мастерская, рекламно-издательский отдел, собственный юрист. Все это в строгом соответствии с уставом, который был предусмотрительно разработан и зарегистрирован в смутные девяностые годы, когда все крутилось и разваливалось. Четко оговорены и отношения с заводом, который обеспечивает своему дворцу ежегодный социальный заказ, а профсоюзный комитет перечисляет на его счет четыре процента от ежегодных членских взносов.

Примечательно, что Дворец на Розовом острове не имеет ни выходных, ни каникул, практически он не закрывается никогда. Сюда можно заглянуть в любой день, посмотреть выставку, познакомиться с работой того или иного коллектива. Здесь никогда не возникает проблема заполнения зала. Ежемесячно по заявкам цехов и отделов, заводского музея проводятся юбилейные вечера, встречи династий, огоньки для ветеранов, готовятся концертные программы, посвященные праздникам и памятным датам. За всем этим – большое мастерство и старание замечательного творческого коллектива и его руководителя.

Образно выражаясь, Полина Попова работает на городскую культуру более полувека. По ее стопам пошли и дочери. Одна из них, окончив музучилище и институт культуры, преподает в музыкальной школе №3, другая заведует отделом в том же ягринском Дворце. Теперь это уже династия, вписавшая заметную страницу в историю искусства и художественного воспитания детей.

Полина Васильевна всегда заслуживает добрых слов. Но особенно много их прозвучит на чествовании юбиляра, которое начнется в 16 часов в воскресенье. Место встречи, конечно же, ее родной Дворец культуры.

Александр БУРЛОВ

Вот это команда!

В новогодние каникулы прошла в нашем городе одна из самых больших детских елок. Департамент образования обратился с просьбой к директору северодвинской спецшколы Ивану Антуфьеву с просьбой организовать для воспитанников интернатских учреждений области хороший праздник. И он получился.

Два дня провели в Северодвинске ребята – собралось их более двухсот человек. Побывали на новогоднем представлении в ДК имени 50-летия Октября, в ДЮЦе, хорошо отдохнули и подружились.

Но самыми незабываемыми стали «Поморские игры» - коронный номер спецшколы. «Восемнадцать команд в них приняли участие, - рассказывает Иван Николаевич. - Победила, конечно, дружба. Судя по отзывам, наши игры всем очень понравились. Сказали, что здорово, необычно, с северной изюминкой».

Автор и организатор этих соревнований – учитель спецшколы Константин Казацкий попросил «Вечерку» сказать большое спасибо директору ООО «Сантехсервис» Николаю Ивановичу Дикану и директору ООО «Селенид» Александру Юрьевичу Ерыкалову за помощь в изготовлении уникального спортивного инвентаря на радость и здоровье детям.

Ольга СВЕТОВА