Вечерний Северодвинск
Номер от 10 января 2007 г.

Военное детство
МОИ родители, Афанасий Петрович и Мария Николаевна Гневашевы, прибыли в Судострой в 1936 году и работали на строительстве Архангельского судостроительного завода – нынешнего Севмаша.

В 1937 году родилась я. Были у меня и братья: на год старше – Валентин, на год младше – Леонид. А потом началась война. Отец с первого дня войны ушел на фронт. Мне не было и четырех лет, но помню, как на старом вокзале Молотовска у поезда я сидела на руках у отца. Я играла его винтовкой, а кругом стояло много людей – и все они плакали. Поезд пошел, и папа передал меня матери и побежал догонять состав. Наверное, в последнем вагоне кто-то из солдат затянул отца на подножку.

Мать осталась с тремя детьми в комнате коридорной системы в 14 квадратных метров. В комнате было холодно, на общей кухне каждый день топили печь, а когда печь становилась теплой, клали на нее детей в одеялках. Но жили дружно, старенькие детские вещи передавали друг другу, на кухне вечером собирались все – читали письма с фронта. Мать в годы войны работала на заводе №402. Ей приходилось ночевать на заводе, а мы, дети, спали в детском саду. Много детей умирало. Не стало и обоих моих братьев. Их похоронили на кладбище на Яграх. Но дети оставались детьми: помню, мы играли в лапту, в прятки, шили из тряпочек куклы.

Маме на заводе «за вредность» выдавали бутылку молока, а она отпрашивалась с работы и несла молоко мне. Хлеб получали по карточкам, и за ним были большие очереди.

В 1944 году, 16 июля, у поселка Сосновский в Карелии в бою погиб отец. После войны к нам приходил мужчина – высокий, худой, в шинели. Рассказ его был коротким: они с отцом воевали вместе, дружили. И был у них уговор: если кто-то из них погибнет, то живой обязательно придет к семье убитого. «Мы в окопе были, я говорю Афанасию: немцы в лесу. Он сказал, мол, надо проверить. Я его не пускал, просил остаться в окопе, но он поднялся – и тут же его просто разорвало…» – рассказывал наш гость. Мы с мамой плакали. И даже не спросили, как зовут его, друга моего отца, где он живет. А теперь так хочется узнать что-нибудь о нем.

Рассказ этого человека да картинка уходящего поезда – эти воспоминания и остались у меня об отце.

Роза ЕГОРОВА