Вечерний Северодвинск
Номер от 12 октября 2006 г.

Москва слезам верит. Особенно детским
Муж бросил жену с ребенком на столичной улице. Ольга мечтала стать психологом - еще в педагогическом училище она с завидным упорством переписывала набело все конспекты курса лекций по возрастной и детской психологии. Поступать решила в Поморский университет, обязательно на факультет дошкольной педагогики и психологии. Вступительные экзамены не стали серьезным препятствием на пути к мечте, все испытания она прошла с положительными оценками.

СМАХНУВ рукой непокорную челку с глаз, Ольга рассмеялась: «Меня в детстве за эти кудряшки всегда Одуванчиком дразнили». Сейчас она может себе позволить беззаботную улыбку и заразительный смех, но было время, когда недавней выпускнице с дипломом детского психолога впору было самой искать поддержки у коллег-специалистов.

Не сразу все устроилось...

На первом курсе Ольга познакомилась с Ильей - молодым рабочим СМП, на третьем вышла замуж, на четвертом родила дочку. Жизнь у ребят, конечно, была далеко не сахарной, вечные проблемы всех молодых семей не обошли стороной: пеленки-распашонки, сессии-экзамены, метражи-авансы - все привычно, обычно, а оттого и не очень страшно. Лишь бы всегда были вместе, лишь бы проблем со здоровьем не было, а все остальное - наживное дело.

Малышка Сонечка подрастала быстро, институт остался за плечами, вовсю уже у Ольги кипела работа в одном из детских садов города, когда Илья в свой отпуск засобирался на работу в Москву. Тоже знакомая история: череду этих надежд, отъездов и возвращений пережила, наверное, добрая половина жителей нашего города, а сколько радостных, печальных и смешных историй, произошедших благодаря слову «заработки», кочует из одной северодвинской кухни в другую, и не сосчитать.

Эта история начиналась очень хорошо, так, что многие хозяюшки на тех самых кухнях завистливо вздыхали: «Вот повезло же Илье, на хорошую работу устроился, теперь, наверное, всю семью в столицу перевезет!» Судачили не зря - работа и впрямь подвернулась интересная, зар-плата, даже по московским меркам, выглядела достойно, и съемная квартира на окраине столицы ждала постояльцев. Вслед за Ильей тем же летом покорять российский мегаполис отправились Ольга и десятилетняя Соня.

Одиночество в мегаполисе

Первый месяц в столице пролетел незаметно, Ольга и Соша, как ласково называли девочку родители, обустраивались на новом месте, гуляли по улицам, в общем, знакомились с городом. Найти хорошую работу педагогу с периферии, пусть даже с дипломом о высшем образовании, было непросто. Ольга звонила предполагаемым работодателям, разносила свое резюме, проходила бесконечные собеседования, но поиск работы затянулся на все лето. Илья раздражался: «Я вон, смотри, и без образования работу нашел, а ты что, не можешь? Зачем тогда училась? Давай скорее устраивайся, хоть уборщицей, а то видишь сама, какая жизнь...» Ольга видела. Она давно стала замечать, как столичная жизнь меняет любимого человека.

- Первое время я не обращала внимания на какие-то едкие замечания и нервные окрики - суетливая жизнь огромного города давила на всех нас, - потом сама начала раздражаться, - вспоминает Ольга. - Нет, сильных ссор у нас не было, старались не опускаться до крика и взаимных обвинений, но какой-то холодок в отношениях закрался незаметно. Помню, мы с Сошей после нескольких моих неудачных попыток найти работу поехали в Северодвинск - бабушку проведать да кое-какие вещи оставшиеся забрать, возвращаемся обратно через пару недель, а Илья на вокзале не встречает. Кое-как дотащились вдвоем до дома: я чемоданы тяжеленные волоку, а доча сумку спортивную, битком набитую, еле тащит. Приходим - Илья сидит дома, на мой немой вопрос раздраженно бросил: «У меня чемпионат по футболу идет, не могу же матч пропустить!», развернулся и ушел обратно в комнату. Тогда я от бессилия просто села на пол и там, в коридоре, зарыдала в голос. Сонечка испуганно обняла, успокаивать стала, Илья даже не выглянул.

Обида забылась быстро. Когда любишь, всегда находишь оправдание, так и Ольга все списала на усталость мужа, но семью это не спасло - спустя месяц, как только Ольга устроилась на работу, а Соня привыкла к новой школе, Илья ушел. Вечером, не объясняя долго, собрал свои вещи и скрылся в толпе ближайшей станции метрополитена. Поговаривают, что нашел себе другую женщину, да только стоит ли верить досужим разговорам? Илья не подтверждал слухи, но и опровергать не торопился. Просто молчал.

Ночь, улица, скамья, метро

У Ольги не было времени на истерики, дни она проводила в попытках понять новые требования незнакомой работы, вечера отдавала дочери и новой школьной программе, поэтому, как только голова касалась подушки, наступало счастливое беспамятство.

- В тот день я вернулась домой позднее обычного - на работе было много дел, решить которые требовалось безотлагательно. Не успела захлопнуть за собой дверь, как в коридор выбежала встревоженная Соня: «Мама, хозяйку уговорили квартиру пересдать, приходили какие-то дяденьки, сказали, что заселяются в девять вечера, сейчас уже восемь, что делать будем?» Я поначалу не верила, думала, может, чья-то неудачная шутка или просто дверью ошиблись, но, когда в начале девятого в квартире раздался звонок, сильно испугалась.

Двое мужчин в сопровождении мужа хозяйки были настроены решительно. Дали полчаса на сборы и, не слушая никаких уговоров, выпроводили квартирантов на улицу, впрочем, у одного хватило совести помочь донести вещи до станции метро. Только дальше идти было некуда.

Рыдая, Ольга упорно набирала номер мужа. Илья сбрасывал звонки, ответил лишь после получасового надрыва мобильника. Ольга, торопясь, чтобы не услышать коротких гудков, описала ситуацию. Просила только об одном: «Возьми к себе на одну ночь дочку, я сама и на вокзале переночую, а завтра проблему решу, только на одну ночь, Илья, пожалуйста...» Сейчас она и не помнит дословно, что ответил муж, настолько страшными тогда, холодной сентябрьской ночью, ей показались его слова. Помнит лишь, как он сказал, что проблемы бывшей семьи его больше не волнуют.

Все в мире относительно

По всем канонам любовных историй здесь должен возникнуть принц. Современные версии требуют не белого коня, а крутой иномарки, но суть от этого не меняется - принц (разумеется, молодой, красивый и богатый) просто обязан увидеть даму, оказавшуюся в беде, и помочь ей. Потом он непременно влюбится и сделает предложение руки, сердца и полцарства в придачу. Законы жанра и здесь не подвели.

Принц появился, пусть не молодой (слегка за сорок), пусть не ослепительно-прекрасный и без королевства, с небольшой фирмой и парой офисов в центре столицы, пусть не вовремя. Он появился лишь спустя полгода после этой печальной истории.

Впрочем, Илью временной разброс волнует мало - он до сих пор рассказывает всем северодвинским друзьям с родного завода историю о том, как его жена в столице нашла себе любовника-бизнесмена и бросила его ради денег.

- Его, видимо, до сих пор грызет тот факт, что я встала на ноги. Еще до появления Кости, моего второго мужа, я добилась признания в фирме и из простого психолога-консультанта стала семейным психологом нескольких супружеских пар, очень состоятельных людей. Там, на работе, кстати, с Костей и познакомилась.

Деньги... Смешно, он уверен, что только они правят миром, а знаешь, какой случай однажды произошел у меня на работе? Пришел один очень состоятельный человек с вопросом, который мучает его уже не первый год: «Вот я работаю с утра до ночи, сколотил капитал неплохой, машины, дома - все есть. Одного не могу понять: я теперь богатый человек или нет? И как вообще его измерить, это богатство?»

- И что ты ответила?

- Я сказала: представьте себе самую дорогую машину, какую только сможете. А теперь обалденную белую яхту. Что круче? «Все в мире относительно» - самая верная на свете фраза. А деньги... это настолько неважно. Мы с Ильей любили друг друга в студенческие годы, когда этих самых денег у нас не было, любили в полуголодное время декрета и отпуска, а вот в сытой Москве, при хорошей зарплате любовь прошла. И что же? Я думала только о ребенке и нашем будущем, он считал деньги в моем кошельке. Я осталась жить в Москве, счастливо вышла замуж, Сошенька путешествует по миру.

- А Илья?

- Вернулся в город на завод.

Марина ЛЕТОВА