Вечерний Северодвинск
Номер от 9 августа 2006 г.

Метла по вкусу
Котласские бизнесмены берутся за реформу жилищно-коммунальной системы

«Вечерний Северодвинск» уже рассказывал о котласском предпринимателе Андрее Палкине, сумевшем в короткие сроки наладить в городе строительство комфортного и относительно дешевого жилья, - девять тысяч рублей, которые отдают котлашане за квадратный метр в каменных домах, пока еще голубая мечта архангелогородцев и северодвинцев.

СЕЙЧАС Палкин взялся за жилищно-коммунальный бизнес. Он пояснил:

- Надоело в суде отвечать за чужие грехи: сдали первый дом, передали его на баланс муниципальной обслуживающей организации, а через полгода нам начали предъявлять претензии по сломанным дверям, нарушенной электропроводке, затопленным подвалам. Подобная история повторилась на следующем объекте. Решил для домов, построенных своими силами, создать организацию, выполняющую функции ЖКХ.

На торце одного из палкинских домов на площади Мира висит стандартная вывеска: «Жилищно-коммунальный отдел ООО «Домострой-сервис». Возглавляет его Марина Быковская.

- Мы обслуживаем четыре дома, в том числе и тот, из-за которого разгорелся сыр-бор, - рассказывает Марина Альбертовна. - С ним, конечно, пришлось повозиться. Подъезды были в грязи, подвалы затоплены, на этажах смрад. После осмотра дома я две недели куртку проветривала.

В офисе ЖКО «Домострой-сервис» всего три штатные единицы: руководитель, главный бухгалтер и специалист по комплексному обслуживанию домов, который, по словам Быковской, может починить проводку, помалярить, разбирается в сантехнике, плотницком деле - словом, на все руки мастер.

- Но если происходит серьезная авария, то подключаются работники специальных организаций, с которыми у нас заключен договор, - продолжает Марина Альбертовна. - Погас свет в квартире, случилась протечка, тут же звоню бригадиру соответствующего профиля и прошу прислать работника. Связываемся с жильцом - у нас есть телефоны каждого, - договариваемся об удобном для них времени. Как правило, неисправность устраняется в течение часа; если сложная работа - за день.

Марина Быковская пришла в строительную организацию Палкина из детского сада, где работала воспитателем, поэтому то и дело проскальзывают речевые обороты типа «наша функция - уход за домами». Ухаживает она за ними и за жильцами, проживающими в них, ничуть не хуже, чем за детьми. Первым делом продумала график работы так, чтобы людям не нужно было отпрашиваться с работы, ведь не секрет, что графики работы жилищных контор зачастую точь-в-точь совпадают с рабочим режимом предприятий.

- Хоть в расписании у нас значится обеденный перерыв, посетителей принимаем с 8 до19 в любое время, - говорит управляющая. - С главным бухгалтером чередуем рабочее время: неделю она приходит и уходит раньше, неделю - я, поэтому очередей не бывает.

Мое мнение: управляющим компаниям, которые выходят на рынок коммунальных услуг, не нужно стремиться за количеством домов, а начать с двух-трех, отработать технологию, узнать квартиросъемщиков, затем, учитывая возможности, расширять сферу деятельности. У нас 280 квартир на учете, почти всех жильцов знаем в лицо, с утра на улице только успеваем отвечать на «здрасте». Считаю, что опыт накоплен, можно взять на обслуживание еще несколько домов.

- Понятно, строителей, электриков, сантехников для оперативного устранения неполадок в холдинге Палкина достаточно, но у него же нет специализированного подразделения, скажем, дворников.

- Проблем с дворниками и уборщицами у нас нет - в очередь стоят, включу компьютер и хоть завтра укомплектую 5-6 домов.

- Деньгами привлекаете?

- Не только. Работникам нравится, что мы их обеспечиваем орудиями труда, какие они пожелают. Увидел дворник в магазине метлу, пусть она стоит дороже, чем обычный голик, покупаем. Так же как уборщице новые моющие средства.

Вот так, из мелочей, рождается качественная работа. Дал дворнику хорошую метлу - он работает с удовольствием, уборщице хорошее моющее средство - подъезд блестит. Жильцы довольны - платят за услуги исправно. Причем меньше, чем в муниципальных домах.

- К нам перешел плотник из горводоканала, - рассказывает Быковская, - и говорит: у вас смешные цены - у нас эта работа стоит 580 рублей, а у вас 220.

С людей берут меньше, а зарплата у рабочих Палкина выше, чем в муниципальных организациях. Парадокс?

Объяснение у Быковской простое: отбываловкой на работе никто не занимается. Вызванный для устранения аварии специалист знает сумму, которую получит независимо от того, выполнит он работу за час или три, поэтому стремится сделать быстрее.

А еще действует такой фактор: если при устранении аварии выяснится, что она стала результатом некачественной работы строителей, то им придется устранять ее почти бесплатно. Поэтому делают на совесть, чтобы потом самим не мучиться.

Алексей ГУНДОРОВ