Вечерний Северодвинск
Номер от 12 мая 2006 г.

Стритрэйсинг - фарс без заездов
Простой таксист Джон Смит просто и непринужденно живет на два дома. По одному адресу у него жена Мэри, по другому - жена Барбара. Обе законные, и обе, в общем-то, не то чтобы любимые, но нужные, что ли. Но нелепая случайность влечет за собой лавину нелепостей с участием хулиганов, полиции, репортеров, соседей...

«Жизнь - это трагедия, когда видишь ее крупным планом, и комедия, когда смотришь на нее издали». Тонкий афоризм Чарльза Спенсера Чаплина напечатан в программке к новому спектаклю театра драмы «Слишком женатый таксист» по пьесе Рея Куни в постановке Игоря Жетинева. Но с премьерой северодвинского театра соотносится слишком уж опосредованно. Создатели постановки, а следом за ними и зрители на протяжении двух актов смотрят на жизнь поистине с «дистанции огромного размера». Соответственно и мир предстает не просто как комедия, а как классический фарс - с каламбурами порой из разряда «ниже пояса», с массой нелепостей, возведенных в закон бытия, а может, просто пытающихся отменить всякие законы. Недаром так непринужденно соединяются на сцене два дома, две квартиры - без всяких, даже самых условных, перегородок, а герою Даниила Овинникова не верят именно тогда, когда он говорит чистую правду.

Собственно, если смотреть на спектакль именно как на фарс, то, наверное, сами собой исчезнут претензии даже записных эстетов. Есть, в самом деле, такой жанр, и почему бы ему не получить прописку и на нашей сцене? Многим зрителям, пришедшим в театр просто отдохнуть, премьера пришлась очень даже по нраву.

Оригинальные определения жанра - это, похоже, фирменное блюдо режиссера Жетинева. И если «белый танец у края вечности» в «Этих свободных бабочках» еще смотрится как лирическая метафора, то «стритрэйсинг-шоу с перекуром между заездами» в «...Таксисте» уже кажется какой-то заявкой, реализацию которой невольно хочется увидеть в самом сценическом действе. На сцене же о «заездах» напоминает разве что выбегание актеров в начале и в финале...

Борис ВОРОБЬЕВ