Вечерний Северодвинск
Номер от 7 мая 2006 г.

Я клятву дал служить добру...
С балкончика этого двухэтажного дома была видна ширь Двины и остров Соломбала, с корпусами судоремонтного завода «Красная кузница». Любил Владимир Иванович Жилкин посидеть на балкончике, подумать. Наверное, и рождались у него замыслы стихотворений в такие часы, вспоминалось прожитое и пережитое, долгая, полная событий, жизнь.

РОДИЛСЯ Владимир 6 мая 1896 года в Шенкурском районе Архангельской области, в бедной крестьянской семье. Отец погиб на русско-японской войне и мать, спасаясь от голода, перебралась с сыном в южные края.

Бедствуя в Одессе, мать отдала сына в приют. В нем обучили Володю слесарному делу, по которому он трудился до начала первой мировой. И опять на казенный кошт, в солдатский строй. Воевать Жилкину пришлось на Турецком фронте, но пули и снаряды пощадили солдата. После Октябрьской революции добровольно вступил в Красную армию. В рядах Второй конной с боями прошел пол-Украины, штурмовал Перекоп, добивал Врангеля в Крыму. Затем служил в Харькове, где подружился с поэтом Владимиром Николаевичем Сосюрой. Эта дружба оказала благотворное влияние на начинающего поэта. Уже в 1921 году, после публикаций стихов в газетах, Владимир Жилкин издал поэтический сборник «Стихи».

Демобилизовавшись в 1922 году, он приехал в Архангельск. Первое время работает сторожем в Соломбале, приглядывается к обстановке, знакомится с местными литераторами. С ними выступает в рабочих клубах, публикует стихи в газетах. По рекомендации поэта Ивана Молчанова принимается в группу пролетарских писателей «Октябрь». Это способствует творческому взлету Владимира Ивановича. Его стихи печатают московские журналы «Комсомолия», «Октябрь», «Недра», «Наши дни», архангельские коллективные сборники «На Северной Двине» и «Багряные льды», областные газеты.

В 1934-м поэта принимают в Союз писателей СССР. В эти же годы Жилкин заканчивает большую поэму «Беломорская гидроцентраль». Это настоящий гимн труду. В поэме он предвосхитил создание приливных и отливных гидростанций, строительство которых началось лишь в шестидесятые годы. С любовью и гордостью поэт воспевает природу Севера, его тружеников, рассказывает об истории полярного края, о М.В. Ломоносове и Петре Первом. Сочен, образен и современный авторский стиль:

Голой риторики в его стихах нет. Поэт разнообразен, эпитеты и сравнения подобраны точно, особенно в изображении картин природы: «И дождик пробежал рысцой по синей крыше сада...», «Потрескивали облака, ломая хворост молний...». Настоящим поэтическим открытием является небольшое стихотворение «Камнеломка». В нём не только живопись словами, но и жизненная позиция автора, которой он следовал всегда и везде:

О чем ты шепчешься негромко

В полярной тундре с ветерком,

Застенчивая камнеломка,

Дрожа от стужи стебельком?

Вокруг унылые просторы:

Ни деревца, ни колосков...

А ты цветешь, лаская взоры,

И радуя зимовщиков.

И мне бы так в краю суровом

Всю жизнь, до самого конца,

Поэзией и добрым словом

Отогревать людей сердца.

Приведенные выше строки взяты из сборника «Мечтая, радуясь, грустя...», вышедшего в Северо-Западном издательстве в 1971 году. Писательская организация Архангельска доверила мне на общественных началах редактирование этой поэтической книги. Над рукописью мы работали с Владимиром Ивановичем в его маленькой комнатке, с мебелью более, чем скромной. Я обратил внимание на то, что нет пишущей машинки. Владимир Иванович пояснил мне: «Во времена Пушкина создавали шедевры гусиными перьями. Полагаю, что и нам надо писать и править стихи от руки. Почему? Да потому, что машинка (а теперь и компьютер - Д.У.) всего-навсего железяка. Рука же служит как бы продолжением мыслей творца и не побуждает к скорописи. И тарахтенье клавиш машинки не отвлекает.

Редактирование мое, как таковое, оказалось излишним. Опытный и чуткий к слову поэт так тщательно отделывал строки и строфы, что мне не пришлось прибегать к их правке. Но для меня работа и общение с Владимиром Ивановичем послужили хорошей жизненной и поэтической школой. На мой вопрос, почему он раньше не издал такие прекрасные стихи книгой, он ответил: «Поэзия - дело сложное и ответственное. В ней, что написано пером - не вырубишь топором. На злобу дня я не сочиняю, а лирика не устаревает. Она проверяется временем и потому я не спешил, как ветер в поле. Мне спешить некуда, впереди - вечность...»

В столе у поэта оставалось столько стихотворений, что их хватило бы не на одну книгу. Но, увы! - сборник «Мечтая, радуясь, грустя...» оказался последним в творчестве и жизни Владимира Ивановича Жилкина. Он скончался в августе 1972 года.

Дмитрий УШАКОВ, член Союза писателей России