Вечерний Северодвинск
Номер от 20 апреля 2006 г.

Инга, Надежда, Любовь. Пока без Веры
Но веру в добрых людей сестрички Венцовы еще не потеряли. Дверь в квартиру открыла соседка, она-то и рассказала, что мать девочек постоянно пьет. Отец поначалу пытался остановить беспробудные запои и даже запирал женщину в квартире, но она выбиралась через окно. Дверь в комнату оказалась незапертой, на грязной кровати лежала голая пьяная женщина… Тот разговор социального работника и матери четырех девочек был недолгим, Наталья согласилась добровольно отказаться от детей и подписала все бумаги.

ЧЕТЫРЕ сестрички Венцовы жили в медленно разваливающейся «деревяшке» на Лесной со своими родителями. Вернее, согласно официальным документам, папы у них не было, но все эти годы он проживал вместе со своей гражданской женой и детьми.

Они не возвращаются

Ольга Стеблецова, соцработник детского дома «Олененок», говорит, что практически все дети попадают к ним по одной, годами отточенной, схеме: родители пьют, не работают, детей должным образом не содержат и не воспитывают, малыши попадают в детский дом временно – поначалу их забирают из неуютного родительского дома на год. Потом идет разъяснение для несостоявшихся мам и пап, что за этот год им необходимо устроиться на работу и навести порядок в квартире, иначе лишение прав на детей неизбежно - обычно в ответ согласный кивок головой. Когда проходит оговоренное время, как правило, в семьях ничего не меняется, только появляются новые собутыльники у родителей, а вот трудовая книжка так и остается девственно чистой.

На суд они не являются – еще за несколько дней до процесса в заявлении родители сами просят государство взять детей на воспитание. Кто-то даже плачет, подписывая прошение, и бьет себя в грудь, что, как только все наладится, как только подвернется работа и сама собой пройдет тяга к спиртному, они обязательно придут за брошенными малышами и заберут их домой. Как только – так сразу. Но еще ни разу за последние годы не возвращались…

12 беременностей - 6 абортов

В истории с сестричками старая отлаженная схема не дала сбоя. Их, маленьких «кукушат», у родителей было шестеро – старшие два брата от первого мужа Натальи Венцовой давно уже воспитывались в интернате Приморского района, где поначалу проживала семья по месту прописки матери. В Северо¬двинск семья приехала с четырьмя девочками. Младшей, Вере, сейчас около трех лет, она находится на попечении северодвинского дома ребенка. Старшая, семилетняя Инга, и ее сестрички - пятилетняя Люба и Надя, которой сейчас четыре года, - частенько вспоминают малышку, они рассказывают воспитателям о том, что есть еще маленькая сестричка, которая, скорее всего, скоро тоже присоединится к ним, и тогда все будут жить вместе, своей маленькой семьей. Только вот братиков не хватает – один из них сейчас служит в армии, другой уже должен был отслужить…

Вообще, когда семья теряет родителей, ее рамки становятся на удивление размытыми. У Нади недавно появился маленький друг – семиклассник Рома познакомился с обаятельной маленькой девочкой в больнице, где проходил лечение. Когда Надю выписали, он сильно переживал, а потом подошел к своему классному руководителю в школе и попросил помочь встретиться с девочкой, к которой так привязался. Звонок руководству детского дома из незнакомой школы удивил работников «Олененка», но разрешение на свидания Рома получил без особых проблем. С тех пор он приходит к Наде в гости – то платьишко новое принесет, то колготочки. «Мой братик подарил!» - с гордостью говорит Надюшка, показывая очередную обновку.

Есть у девочек в городе бабушка, но она, то ли в силу семейных обстоятельств, то ли возраста, приходила к внучком нечасто; забирала к себе в гости на выходные и того реже. Есть тетя – с ней по телефону очень любит разговаривать старшая, Инга. Говорят, дети из интернатов и детских домов стараются как можно чаще звонить в городские квартиры или просто спрашивать о том, как ТАМ живут люди. Возможно, это стремление хоть на миг представить себе другую жизнь.

Мама всегда добрая

Не в состоянии вообразить что-то новое, девочки представляют, как однажды вернутся к маме, и жалеют, что она так редко приходит и все никак не может их забрать домой. Только воспитатели уверены, что это просто обычные детские фантазии: в этих мечтах мама всегда добрая и ласковая, а дом – это что-то волшебное и очень уютное.

«Семья занимает одну комнату в коммунальной квартире. Полы покосились, везде щели, когда заходишь в прихожую, создается впечатление, что попадаешь в подвал. В комнате старая, обшарпанная мебель: шкаф, диван, раскладное кресло, сервант. Ни игрушек, ни каких-либо других детских предметов – нет ничего, чтобы напоминало бы о том, что в этой комнате живут четыре ребенка», - выдержка из официального документа после посещения социальным работником квартиры, где проживали девочки.

Удивительно то, что сорокалетняя мать сестер, согласно трудовой книжке, работала всего пять лет, дояркой в колхозе, откуда была уволена за прогулы. Нет, конечно, работникам «Олененка» она постоянно рассказывает о новой работе, на которую в очередной раз устроилась, - то перебирает овощи на хранилище за полтинник в день, то сторожит магазин. Девочки верят – они всегда готовы поверить маме, а вот специалисты детских судеб относятся к подобным заявлениям с недоверием.

За этот год мать появилась у девочек один только раз, бабушка навещала внучек в два раза чаще… Даже умница Инга, готовая всегда оправдать непутевую мамашку, так и не смогла вспомнить, что же та подарила ей при встрече – то ли конфеты принесла, то ли игрушку. Помнит только, что мама говорила о новой работе, значит, оттуда и гостинец. Папу Андрея в «Олененке» в последний раз видели года два назад – когда лишали родительских прав.

Пока рядом нет родителей, девочки создали свою маленькую семью, на прогулках они всегда вместе, по вечерам нередко ходят друг к другу в гости. И ни на секунду не забывают о своих сестричках. Беседуешь с Ингой, она спрашивает: «А вы с Любой и Надей уже говорили? Сходите и к ним обязательно!» Спрашиваешь про жизнь у Наденьки, она говорит: «Хорошо. Мы с Любой играли на прогулке». И так всегда. Только сейчас, когда Инга готовится к выступлению на областном конкурсе детских домов «Весенняя капель» (девочка очень хорошо поет), с сестричками приходится видеться реже, но это только до конкурса…

Место вакантно

Девочкам нужна новая семья, убеждены в «Олененке». Нет, конечно, всем малышам нужен дом, где их будут любить. Только с появлением добрых и мудрых мамы и папы, возможно, можно будет исправить страшную ошибку в воспитании малышек – Надя и Люба немного отстают в развитии от своих сверстников. Специалисты детского дома уверены, что это следствие неправильного воспитания, и в благополучной семье, где есть возможность индивидуальной работы с каждой малышкой, родительское внимание, любовь и тепло, этот недостаток может быть устраним. В детском доме выправить девочек намного сложнее…

Управление образования и телевидение Северодвинска организовали совместную акцию «Им нужны родители». После нескольких сюжетов о ребятах, живущих в детском доме, чьи родители лишены прав, многие жители города обратились в горуо с желанием усыновить воспитанников. Уже подано десять заявлений на усыновление, поступило около двадцати обращений от желающих взять ребенка в приемную семью. Эта далеко не новая, но долгое время не использовавшаяся в нашем городе форма опеки отличается от усыновления. Опекуны оформляют договор с управлением образования и получают помощь от государства на содержание ребенка.

Сестры Венцовы не мелькали на экране городских телевизоров, но их стремление найти свою семью ничуть не меньше, чем у остальных ребятишек. А может, даже и больше, ведь у них уже есть своя детская семья, в которой вакантно лишь место родителей. Так и живут – Инга, Надежда и Любовь, только Веры пока нет с ними.

Ирина БАГРИЧ