Вечерний Северодвинск
Номер от 12 мая 2005 г.

Евгений Ясин: «Мне надоело слово «ЮКОС»
Бывший министр экономики считает, что в России идет цепкая война между прошлым и будущим

Вопрос о том, существует ли связь между стоимостью кружка колбасы на вашем бутерброде и заточением в изолятор главы нефтедобывающей компании ЮКОС Михаила Ходорковского, можно поставить в один ряд с таким, к примеру, как «есть ли жизнь на Марсе?» Я бы сказала «нет». Бывший министр экономики России, профессор Высшей школы экономики Евгений Ясин в интервью нашей газете утверждает обратное.

Хорошая мина при плохом долларе

- Евгений Григорьевич, давайте все же с глобального наш разговор начнем. Вы, без сомнения, человек знающий и опытный, как оцениваете ситуацию в российской экономике?

- На мой взгляд, она характеризуется двумя интересными обстоятельствами. С одной стороны, в экономике все более или менее пристойно, то есть нефтедоллары хлещут, средний уровень жизни в стране не ниже, чем в 90-м году. С другой, так называемая социальная реформа (монетизация льгот) привела к известным событиям, митингам по всей стране. Народ, который казался довольным жизнью, который голосовал в большинстве за партию власти, вдруг вышел на площади. Внутри страны появились мотивы продемонстрировать, что российский народ отнюдь не так доволен своим правительством, как ожидалось.

- А Мировой банк опубликовал сведения о том, что Россия занимает девяносто восьмое место в мире по уровню жизни из ста пятидесяти пяти стран. Неужели мы в Африке...

- Я должен сказать, что это неправда. Эти расчеты выполнены по официальным данным о валовом внутреннем продукте по рыночному курсу. Это неправильные данные. Достаточно сказать, что если бы Центральный банк перестал искусственно завышать курс доллара, то в течение нескольких недель он стал бы стоить максимум 22 рубля. Если мы будем считать по паритету покупательской способности, то мы сегодня находимся на сорок третьем - сорок пятом месте в мире по уровню жизни. Жить можно, как обычно. Хотелось бы получше.

- Получше - значит без бедных. А у нас много таких людей, семей...

- У нас много бедных, но не больше, чем в других странах, которые идут по пути реформ. У нас есть неравенство, но примерно такое же, как в странах равного с нами уровня развития или в развитых странах. Единственное, с чем у нас плохо, так это с элитой. У нас плохо с теми людьми, которые должны взять на себя общественную миссию предложения и реализации программы демократической модернизации. Но я надеюсь, что в ближайшее время мы такую элиту получим. Откуда, я пока не знаю.

- Евгений Григорьевич, в таком случае вполне уместен вопрос: есть ли у нашего правительства сколь-нибудь эффективная стратегия развития государства?

- Я бы хотел, чтобы у нашего правительства была стратегия лучшая, чем сейчас, более детально проработанная. Я бы хотел, чтобы во главе правительства был тот человек, который сам хорошо понимает, что и как надо делать. И все же тем людям, которые сегодня работают в правительстве, таким, как Кудрин, Греф, Христенко, Жуков, я доверяю. Мы с ними вместе работаем. Они стараются сделать экономику в очень тяжелых условиях. У меня большие сомнения, не являются ли они просто ширмой, которая прикрывает, создает некий либеральный облик правительства, тогда как другие на заднем плане его «подпиливают».

Олигарх(и) должен сидеть в тюрьме

- Базис нашей экономики - сырье: нефть, газ, лес. Не будем играть в прятки, огромное число людей в нашей стране считают, что богатства недр должны принадлежать всем, как раньше. По-моему, это справедливо.

- Действительно, если главные доходы государство получает от нефти и газа, то эти активы должны принадлежать государству. Государство должно контролировать их и решать, что с ними делать. Возможно, что это будет стабилизационный фонд, который позволит бороться с инфляцией. Сегодня речь идет о том, чтобы взять под контроль государства основные активы, которые приносят большую часть доходов. Я не знаю пока, чем это закончится.

- Не кажется ли вам, что развитие отечественной экономики обременено чисто политическими моментами?

- Наверняка. Главные факторы для процветания в эпоху постиндустриальной экономики - это свобода и доверие. Доверие между партнерами по бизнесу, доверие между бизнесом и обществом, доверие общества и бизнеса публичным институтам, то есть государству. Эти понятия обеспечивают процветание тех стран, которым мы завидуем. Есть страны, которые быстро «растут», например Китай, но мы ему не завидуем. Я думаю, что завидовать просто нечему, потому что китайцы, несмотря на свое процветание, живут минимум в два раза хуже нас в материальном отношении. У нас ситуация иная - всеобщее недоверие, нехватка свободы и многих вещей, которые необходимы для того, чтобы процветать. Если мы преодолеем себя, то сможем через какое-то время добиться успеха.

- Евгений Григорьевич, смею предположить, что, рассуждая о взаимоотношениях власти и бизнеса, вы думали о Михаиле Ходорковском. Так?

- Не буду спорить. Стремление возбудить негативные эмоции россиян по отношению к олигархам, к крупному бизнесу и богатым, было начато с уголовного дела руководства ЮКОСа, в частности Михаила Борисовича. Эта операция, кстати, замечательно продуманная, удалась. Мои оценки показывают, что мы при этом потеряли два процента роста валового внутреннего продукта. Недоверие власти к бизнесу (или наоборот - доверие - авт.) дорого стоит. Я думаю, до Путина это дошло, об этом свидетельствует его последняя встреча с деловым миром. Но то, что пообещал президент, не означает, что это будет на самом деле. Идет цепкая борьба между прошлым и будущим.

- Да, но разве ЮКОС не дитя реформаций? И стал ли наш бизнес осторожнее?

- Я бы сказал так: после «посадки» Ходорковского и ряда других факторов люди с соответствующими способностями стали гораздо больше бояться. Это не единицы, их очень много. Боятся того, что придет налоговая служба. Боятся того, что к ним обратятся с какими-то специфическими претензиями. Упала деловая активность предпринимателей. Это видно по тому, что снизился спрос на деньги, меньше берут займов. Не абсолютно меньше, а гораздо меньше, чем могли бы. Хочу заметить, что на вашем бутерброде это сильно сказывается. Например, упала активность бизнесменов, снизилась конкуренция, как следствие - повысились цены на товары, продукты. К сожалению, бизнес сегодня работает по принципу «не высовываться». Мне надоело говорить слово «ЮКОС», но это оно.

Интервью взяла Наталья КОЛОГРЕЕВА