Вечерний Северодвинск
Номер от 10 мая 2005 г.

Пятнадцать суток за три буквы
В сквере на скамейке расположилась кучка молодых людей: у каждого в руках по пиву, ноги на той же скамейке, ну и, разумеется, мат-перемат, от которого у прохожих в радиусе тридцати метров уши в трубочку заворачиваются. Редкий смельчак отважится сделать замечание молодцам, которые в лучшем случае не обратят на него внимания, в худшем... Да что это я, в самом деле, а то вы не знаете, что в таких случаях бывает.

Выходит, некуда культурному человеку податься? Хотя нет, отдохнуть от нецензурной брани скоро можно будет в небольшом кубанском городке Тихорецке. Ругаться там не перестали, но в последнее время предпочитают делать это шепотом. А всему виной масштабная антиматерщинная кампания. Только представьте себе: за использование крепких словечек в общественных местах со сквернословов взимается штраф в размере от 500 до 1500 рублей. Причем за каждое нецензурное словцо отдельно.

Представляю, в каком шоке жители городка, если в течение одного месяца тихорецкие стражи порядка составили уже 42 административных протокола и останавливаться на достигнутом явно не собираются. Экспрессивные попытки со стороны любителей непечатных выражений высказать вслух все, что они думают о нововведении городских властей, заканчиваются плачевно. Некоторые особо языкастые граждане оказались попросту не в состоянии расплатиться за собственные многоэтажные словесные конструкции деньгами и теперь отбывают пятнадцатисуточный арест.

В годовом отчете работы административной комиссии Северо-двинска - ни намека на наказание за нецензурную брань и распитие спиртных напитков в общественных местах. В течение года на заседаниях комиссии рассматривались многочисленные случаи нарушений в сфере торговли, составлялись протоколы и выписывались штрафы за мытье автомобилей в неположенных местах, несоблюдение правил содержания и выгула собак и кошек, захламление земельных участков, повреждение газонов и цветников, нарушение тишины в ночное время и - совсем уж экзотическое - за бесконтрольное содержание скота и птицы. Даже за курение «в неот-веденных местах» четыре предупреждения в отчете фигурируют. Почти две тысячи протоколов составлено, на 797 с лишним тысяч выписано штрафов - и ни рубля за ругань. Да что там рубли, даже устных замечаний и предупреждений не вынесено. С чего бы это? А с того, что в законе об административных правонарушениях Архангельской области про матюги ни слова. Выходит, купаться и курить в неположенных местах нельзя, а матом во всю глотку - пожалуйста? Выходит, так и будем внимать всем тонкостям великого и могучего в исполнении трезвых и пьяных хамов? А тем, кому невмоготу, переехать в Тихорецк?

Что еще беспокоит, кроме культуры речи? Культура пития. Важно не только где, но и что пьют северодвинцы. На днях Владимир Путин встречался с министром сельского хозяйства Гордеевым. «Помните цифру - сколько у нас умирает в стране ежегодно от употребления алкогольных суррогатов? Что делать-то будем?» - спросил главного хлебороба президент и добавил: «Вот вы подумайте и председателю правительства доложите ваши сформулированные предложения, потому что это ненормальная ситуация». Все вроде бы по делу, только с чего Владимир Владимирович решил, что алкогольные суррогаты народ в магазинах покупает? И что может предложить господин Гордеев? Акцизы повысить?

Наш мэр на эту проблему смотрит иначе. Уже скоро год, как практически каждую пятницу он устраивает рабочие встречи с силовиками и жилищниками. И тема одна - борьба с торговлей спиртосодержащей отравой в жилых домах. «Ищите любые законные способы, применяйте все дозволенные методы, но чтобы в городе «пьяные квартиры» исчезли», - каждый раз напутствует Александр Беляев, хотя прекрасно понимает, что этих способов и методов кот наплакал и что вместо одной закрытой «торговой точки» где-нибудь откроется новая.

В 2004 году на подпольщиков оформлено 282 протокола, выписано более 412 тысяч рублей штрафов, уничтожено 182 литра изъятого спирта. В 2005-м, судя по настрою мэра Северодвинска, война с подпольными торговцами суррогатом будет продолжена. Но, если взять во внимание ограниченные Административным кодексом возможности местных властей, конца-края ей не видно. Владимир Владимирович, как всегда, прав, это ненормальная ситуация. И нам ничего другого не остается, как ждать «сформулированных предложений».

Елена ОГОРОДНИКОВА