Так считает опытный учитель Валентина Силуянова. - Если бы можно было, я вот бы о чем сказала: «Дети, которых я учила, если я вас чем-то обидела, простите!» Но нельзя этого делать, потому что на следующий день мои ученики телефон оборвут, не поняв, за что прощения прошу.
Звонить не надо, бывшей учительницы русского языка и литературы Валентины Ивановны Силуяновой все лето в городе не будет - у бабушек тоже бывают каникулы.«Я тоже бабушка, но другая»Валентина Ивановна приехала в Молотовск в 1946 году. И на улице Беломорской, на которой стояло два дома, «один голубой, а другой розовый», дала себе клятву: «Никогда отсюда не уеду». Поэтому, говорит, и болит душа. За город, который научил многому, а в первую очередь - за детей и их учителей.Мы познакомились накануне отъезда. Я по телефону напросилась в гости, пообещала быть минута в минуту и добавила суеверно: «Если, конечно, ничего не случится».- А меня так учили говорить: «Если все добро да ладно». Правда ведь, лучше звучит? - получила в ответ первый урок.Второй - при встрече, после традиционного вопроса о здоровье:- Я выросла в такой среде, где было стыдно говорить о болезнях. Однажды студенткой приехала домой, пожаловалась маме, что голова разболелась. «Марш на чердак, - строго приказала она, - и не высовывайся, пока голова не пройдет». А подружкам объясняла так: «Валя приехала, но ушла к тете».- Строгим было деревенское воспитание?- Конечно. Но при этом детям разрешалось очень многое и очень многое прощалось. А сейчас: «Ты должен...» На самом деле ребенок ничего не должен, это мы ему все должны. И в первую очередь - воспитать, научить, объяснить, а не просто командовать: «Нельзя!»- Валентина Ивановна, но ведь без запретов все равно не обойтись. А они так часто порождают противостояние.- Когда человек, а особенно ребенок, чувствует, что о нем заботятся, он прощает все. Однажды отправили меня в трудовой лагерь с незнакомыми ребятами. Еще на теплоходе старшеклассники сказали моей дочке: «Если бы знала Валентина Ивановна, с кем едет - отказалась бы». В деревне бабуси ахали: «Ну вот, понаехала молодежь пить-курить». А уезжали мы с похвальной грамотой за поведение. Научились ребята здороваться с каждым деревенским жителем, не проходить мимо старушки, которая колет дрова, а помочь. Даже мальчишек в баню водила под присмотром. Идем по деревенской улице, слышим вслед: «Курица с цыплятами». Вот тут меня задиристые парни порадовали: «Спокойно, Валентина Ивановна, не обращайте внимания».- Время меняется, и дети тоже. Часто повторяем, что теперь совсем другое поколение.- Да бросьте вы, при чем здесь поколение. Дети всегда дети. У них всегда есть свой характер, а нашего они не признают. Недавно мимо школы проходила. Смотрю, бабка стоит возле группы мальчишек, шумит: «Те-те-те, курить нельзя!» Чувствую, сейчас нарвется на ругань, остановила ее, пообещала с ребятами сама поговорить: «Мальчишки, я тоже бабушка, но другая. Мне очень нравится ваша школа и вы, красивые, умные. Было бы здорово, если бы я вас больше не видела курящими». Мальчишки заартачились сначала: «А что, к директору поведете? Так ведь не докажете». Объяснила им, что если нужно будет, я их как нефть из-под земли достану, но зачем? В общем, дело закончилось тем, что больше ни одного раза я не видела этих ребят с сигаретами, хотя здоровались почти каждый день.Семь, помноженное на пять- Валентина Ивановна, а у вас случались педагогические ошибки?- Помню, однажды Валерка, теперь он давно уже Валерий Анатольевич, встал на уроке: «Валентина Ивановна, вы до скольких часов наши тетради проверяли? Понятно, что допоздна, если правильное на неправильное исправлять стали». Я ахнула: «Поднимите руки, у кого в тетрадках мои ошибки». Встали человек пять. Боже мой! Надо же выход какой-то искать. А мои ребята говорят: «Мы уже нашли, все листочки вырвали». - Наверное, на своих учеников никогда не ругались?- Да что вы, как начинала шуметь - остановиться не могла. Один раз шла по коридору, продолжая возмущаться. Навстречу Валера Коновалов: «Валентина Ивановна, кругом же никого нет, один я!» Ругаться учителям приходится, но в конце концов обязательно надо дать понять ребенку, что все равно он не хуже других. Одна мама, помню, удивлялась: «Валентина Ивановна, что вы моему дурачку такое хорошее сказали, что он неделю переживает?» А я правду сказала, что он хороший парень.- И все-таки сегодняшним учителям, наверное, сложнее.- Конечно! И в первую очередь, потому что сейчас очень много нездоровых детей. Учитель не только педагогом, но и психологом должен быть. А как уследить за всеми, если приходится держать в поле зрения двадцать пять, а то и больше детей! Один американский ученый (наверное, русский эмигрант) вывел, что в среднем учитель может нормально контактировать с семью детьми. А у нас семь на три, на четыре и даже на пять умножается. Не скажу, что у ребят особо сложные программы сейчас, но посмотрите: по шесть-семь уроков, постоянно факультативы какие-то, а на физкультуре - нормы. Да прибавить к этому проблемы пережитой перестройки, уродливое классовое деление на бедных и богатых, которое дети чувствуют очень остро.- И что делать родителям?- Учиться. К сожалению, школа утратила систему родительского обучения, возможно, изуродованную нами же самими. Но учиться нужно обязательно. А еще - защищать своего ребенка.- Считаете, что мнение «учитель всегда прав» тоже крайность?- Однажды своей маме я пожаловалась, что ученик меня не слушается. Она, мудрая женщина, издалека начала: «Объясни, почему он обязан тебя слушаться? Бога, сказали, нет - бояться не надо. Царя прогнали, Сталин умер, Хрущев в Америку уехал (как раз у нашего тогдашнего руководителя командировка заграничная была). Растет мальчишка без отца...- ... а мама крутится на трех работах, - продолжаю я список недостатков.- У моего ученика семья была - пятеро детей и одна мама. Как-то зашла я к ним в семь (!) часов утра. Комната в коммуналке уже сверкала чистотой: все кровати заправлены, посуда после завтрака вымыта, полы подметены. А на предложение написать заявление о материальной помощи женщина сказала: «Нет, не хочу учить своих детей жить с протянутой рукой, лучше еще один подъезд возьмусь убирать, а они мне помогут». Так что, одна мама - это не страшно. Страшно, когда она с горя и безысходности пить и гулять начинает. Вот после этой общей арифметики, которую моя мама привела, и задай себе вопрос: «А почему этот обиженный судьбой ребенок обязан слушаться тебя, учителя?»- Может быть, и озлобленность детей тот же корень имеет? Потому они и бьют окна в школе, подъезды крушат...- Ее почвы пока еще никто не обнаружил и, наверное, не обнаружит. Хотя, скорее всего, это подспудная реакция самозащиты. Но крест на таких детях никогда нельзя ставить и причислять их к числу «безнадежных»... Вы когда-нибудь видели, как детская медсестра несет из родильного зала только что проявившегося на свет малыша? Это не передать словами: она не идет, а плывет как королева, перед ней все расступаются и поздравляют ЕЕ, медсестру Анну Ивановну с рождением малыша. Вот откуда начинается забота общества о каждом ребенке. Но он взрослеет, начинает показывать характер, и все меняется...Просто навстречу шел ученик- Любить чужих детей сложно.- При чем здесь красивое слово «любовь»? Не любить - уважать, относиться по человечески. Вы сказали «другое поколение». А почему другое? Потому что у каждого своя задача. У нашего поколения была задача строить, нынешнему досталась - выживать. Вот оно и выживает как может.- На ваш взгляд, чем можем помочь в этой сложной жизни мы, взрослые, не считая материальных затрат?- Общественность обязана поднимать авторитет учителя.- «Общественность» - вам не кажется, что это слово из прошлой жизни?- А газета разве не общественность? Вот и давайте вместе помогать учителю.- Считается, что без увеличения зарплаты ничего не получится.- И зарплату обязательно нужно поднимать. Знаю, что и сегодня многие коллеги тратят деньги на своих учеников. Нельзя этого делать, а делают. И мы такими же были. Помню случай: ребята в гости классом пришли, а мне нужно было куда-то сбегать. Возвращаюсь, девчонки тараторят: «Валентина Ивановна, мы у вас торт нашли. Если вы его от нас прятали - один разговор, а если поставили в уголок и забыли, то не волнуйтесь, мы его уже попробовали - не испортился. И чайник уже закипает...». Если все вспомнить, то получается, что счастливый я человек. На днях идем с соседкой по улице, а навстречу мужчина: вот такие глаза у него, вот такая улыбка солнцем на лице сияет. Соседка ахнула: «Что с мужиком-то случилось?» Да просто навстречу шел мой ученик! Разве не счастливое мгновение? С большой благодарностью вспоминаю время, когда работала с замечательными людьми, моими первыми наставниками Агафьей Васильевной Журавлевой, Марией Александровной Молчановой, Борисом Порфирьевичем Котляровым, Кларой Оттовной Костюк, Евгенией Михайловной Федоровой.... К сожалению, всех в газете не перечислишь. С теплотой вспоминаю и своих первых учеников Сашу Боголюбова, Валеру Козлова, Сашу Антоновского...- Вы сказали: «болит душа за город». Что беспокоит?- В очередной раз сломанный домофон, лужи в подъезде - это от бара по соседству, в котором есть пиво и нет туалета. Машина, что метет сухую пыль с дороги прямо на прохожих, грязь на улицах. То, что город, о котором приезжие раньше говорили: «Какая прелесть, какая чистота!» стал уже не таким... А ведь все, что ни делается, должно быть к лучшему. И в первую очередь это касается заботы о детях и их учителях.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!