Вечерний Северодвинск
Номер от 20 августа 2003 г.

Закон сохранения квартплаты
Если в одном месте убавится, в другом обязательно прибавят

Новое - это хорошо забытое старое. Раньше был отчетный доклад, с обязательной критикой отдельных недостатков и «планов громадьем», теперь - послание. С высокой трибуны президент на всю страну вещает, с трибун пониже губернаторы в своих вотчинах посылают ценные указания на места.

ПРЕЗИДЕНТ, понятное дело, на мелочи не разменивается: Россией нужно гордиться, рубль сделать конвертируемым, ВВП повысить в два раза. Губернаторы, что бы там ни говорили, к народу ближе, стало быть, глобальные проблемы отпадают, но есть тема, которая этот самый народ волнует. Обойти молчанием нельзя, касается всех, проблем куча, недовольных масса. Правильно, это - многострадальная коммуналка. Губернатор Анатолий Ефремов в ежегодном послании к депутатам Архангельского областного Собрания и жителям региона «большое внимание уделил ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве области». В частности, «он предложил еще раз рассчитать тарифы на коммунальные услуги и установить для населения обоснованные нормативы потребления услуг». Таким образом, с самой высокой областной трибуны было озвучено недоверие к нормативам и тарифам. То, что рост тарифов раздражает и пугает, а некоторые нормы потребления не имеют ничего общего с реальной жизнью - не сенсация, об этом говорят и пишут часто и повсеместно.

Было такое время - «доперестроечное», когда мы даже не задумывались о том, из чего складывается квартплата. Нам просто было объявлено, что она самая низкая в мире, и нас это устраивало. Прошли годы, все изменилось, люди стали внимательнее разглядывать квитанции, выяснять, за что и сколько они платят. Пришло время открытий. Так, в одном сибирском городе нашлись любознательные люди, знакомые с математикой и физикой в пределах школьной программы, и подсчитали, сколько воды вытекает из кранов наших квартир за сутки с учетом диаметра труб и давления воды. Ответ у задачки получился ну очень интересный. Оказывается, наш водопровод физически не может осилить суточную норму семьи из 4-х человек. Открытые до упора краны в ванной и на кухне не в состоянии выбрать ту норму, за которую требуется платить ежемесячно. Как же так? Еще раз перепроверив результаты подсчетов, местные журналисты обратились в «Водоканал» за разъяснениями. Все правильно, ответили там, нормативы потребления рассчитаны нами с учетом всех методических указаний, просто мы по-хозяйски включили в эти нормативы всякие протечки, утечки, аварии, перерасход воды промышленными предприятиями. Вот так, разъяснения получены, все остались при своих. И так по всей России.

Северодвинск на фоне других городов не хуже и не лучше. Есть цифры и покруче наших. Вот губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, например, не перестает критиковать региональную политику ценообразования на жилищно-коммунальные услуги и качество самих услуг, а норматив потребления воды в Калуге один из самых высоких в России - 370 литров в сутки на человека. Можно порадоваться за жителей Коми: им обещано, что в скором времени правительство предпримет попытку снижения тарифов. А что, Коми - республика богатая, не то что Архангельская область. Соответственно и наш городской кошелек пуст. Даже утвержденную депутатами «домофонизацию» отложили до лучших времен. Снизить же тарифы - это из разряда очевидного-невероятного. То есть, очевидно, что тарифы завышены, но маловероятно, что кто-нибудь возьмет на себя ответственность их снизить. А вот нормативы потребления пусть не до бесконечности, но снижать можно.

Именно по этому пути в 2001 году пошли наши депутаты, которые понимали, что снижением нормативов можно хоть как-то сгладить резкое повышение тарифов. За два года были снижены нормы потребления холодной и горячей воды, правда, не так грандиозно, как, например, в Татарстане. Но снижение нормативов потребления, например горячей воды, нас, жителей кирпичных и панельных, не впечатляет так, как рост ее стоимости. 120 литров на человека - таким был норматив еще два года назад. Сейчас он 105 (снижение на 12,5%) литров в сутки, по словам депутата Гришина, его можно снизить до 90 литров, а что толку, если за те же два года стоимость услуги выросла почти в 1,9 раза. Печальнее было бы, конечно, если бы и нормативы оставались прежними, и тарифы продолжали бы расти.

На самом высоком уровне нам торжественно пообещали «изменять тарифы в сторону увеличения» в режиме дня рождения - «только раз в году», и не более чем на 14 процентов, но приходит время, когда очередной день рождения уже ничего, кроме грусти, не приносит, с ежегодным повышением тарифов этот момент наступит куда быстрее.

Снижать нормативы потребления можно, увы, только до определенных пределов. Сейчас такой предел установлен государством в 185 литров горячей и холодной воды в сутки на человека. Значит, депутатам есть к чему стремиться. При этом, по словам председателя муниципального Совета Владимира Иванова, «решение вопроса снижения нормативов должно быть очень корректным, он должен быть правильно поставлен, потому что это палка о двух концах: снижая нормативы потребления, мы тем самым ударяем по трудовым коллективам предприятий, которые поставляют эти услуги, а наша задача - принятие решений во благо всех жителей Северодвинска». Но, несмотря ни на что, Владимир Иванов «на 99 процентов уверен, что у нас еще есть запасы по снижению нормативов».

Осенью, судя по всему, депутаты обрадуют нас некоторым снижением нормативов потребления холодной и горячей воды, и, будем надеяться, значительным - бытового газа. Вот только сэкономить на кварт-плате мы вряд ли успеем, так как есть основания предполагать, что после окончания всех избирательных кампаний весной 2004 года население получит «подарочек» в виде резкого роста тарифов на услуги ЖКХ. Ведь в выборный год тарифы обычно просто замораживаются. А компенсировать это замораживание как-то надо. Такое уже было, замораживание тарифов мы наблюдали в 1999-2000 годах. Сами тарифы на коммунальные услуги растут довольно плавно, однако велика вероятность, что на этот рост наложится еще и рост тарифов естественных монополий. В этом случае ситуация может быть очень серьезной.

Впрочем, резкое увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, по мнению экспертов, не должно серьезно отразиться на бюджете отдельно взятой семьи. По существующему закону семья имеет право на адресную дотацию, если расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают 20 процентов совокупного дохода. Уже в 2004 году количество обратившихся за дотацией увеличится. Возникает вопрос: хватит ли у государства денег на выплату всех компенсаций?

И уж если мы не в силах противостоять росту тарифов, нам только и остается, что надеяться на объявленный президентом курс на «искоренение порочной практики бесконечного повышения уровня коммунальных платежей без улучшения качества предоставляемых населению услуг».

Елена ОГОРОДНИКОВА