Зимняя вишня
Номер от 1 апреля 2011 г.

Развиваем творческое воображение
Внимательные родители всегда видят, разнообразны ли игры детей и, если необходимо, стараются помочь. Как это лучше сделать? `

МОЖНО организовать игру с несколькими сюжетами, которые следуют один за другим: вот ребенок – «мама» забирает свою куклу-«дочку» из детского сада, разговаривает с воспитательницей, затем едет на автобусе домой, или везет «дочку» в коляске, дома «дочку»-куклу кормит, одевает, ведет ее к зубному врачу, или в парикмахерскую, или идет с ней в магазин. В таких играх найдите время превратиться на 10-15 минут в требовательного пассажира, придирчивого покупателя, капризного пациента – и этим вы не просто доставите радость ребенку, но и можете развить игру, а вместе с ней и воображение. Пусть малыш тоже активно участвует в диалогах, придумывает, что можно ответить на ту или иную вашу реплику, как можно построить сюжет при неожиданном повороте событий (например, приехали в парикмахерскую, а она закрыта). Помимо развития воображения, такие ситуации могут встречаться и в жизни.

Старшим дошкольникам (а именно о них мы сейчас ведем речь) очень нравятся игры-драматизации, т.е. разыгрывание знакомых сказок. Здесь дети могут сами сделать и декорации, придумать костюмы. Могут не только воспроизводить текст знакомой сказки, но еще и импровизировать по ходу игры, придумывая самые разные и порой неожиданные варианты сюжета.

Хочется напомнить родителям, что ребенок может предлагать нестандартные, неожиданные решения, и не стоит одергивать его: «Заяц не умеет так скакать», «Человечка так не рисуют». Такие замечания приводят к тому, что ребенок и не хочет уже самостоятельности, привыкает к шаблонам, и его собственная творческая активность резко затормаживается. Поэтому наберитесь терпения и, если подсказываете, то только чуть-чуть направляя.

«Волшебные кляксы»

Есть проверенные временем игры для развития творческого воображения. Например, с детьми разного возраста можно играть в игру «Волшебные кляксы»: выливаете на середину листа бумаги немного чернил, туши, краски (что есть), а лист после этого складываете пополам. Затем лист разворачиваете и вот тогда!.. Кто что тут увидел? А увидеть можно многое! Попробуйте, увлечетесь.

«Дорисовалки»

Можно поиграть в «Дорисовалки» - нарисовать на листочках бумаги разные геометрические фигурки, волнистые линии, кружочки – и что тут можно дорисовать? Кто-то увидел в треугольнике крышу дома, а кто-то парашют или шапку-пилотку. Хвалите за оригинальность, за нестандартность.

Обращайте внимание ребенка на облака – на что они похожи? А лужа на асфальте? А камушки на берегу? Сломанная ветка? А морозные узоры на стекле вообще можно разглядывать часами.

Конечно, все дети разные. Одному достаточно только предложить что-либо придумать, сочинить, выдумать и тут же радостно вспыхивают глазенки, и вот уже пошла творческая мыслительная деятельность, включилось воображение. А другой ребенок постарается уйти, спрятаться за уже знакомые задания, сюжеты, передать право первооткрывателя взрослому или другому ребенку. Один быстро и охотно включается в любую новую игру, а с другим надо неоднократно возвращаться к одному и тому же. Поэтому внимательно присматривайтесь к своему чаду: если он смелый и категоричный, то ему уже можно прививать некоторую критичность к своим творческим продуктам. А если застенчив, неуверен в себе – то обязательно поддержать, подбодрить и принять любую его инициативу. Если он стремится быстро менять задание, отделываясь первым попавшим ответом, то хорошо бы научить его задерживаться на одном задании, находить новые детали, видеть больше и глубже. А вот если ребенка трудно «сдвинуть с места», то нужно помочь ему выбрать один вариант, оставив в стороне все лишнее.

И напоследок. У Т. Тэсс есть удивительный рассказ «Добрые зерна», в котором рассказывается, как учительница предложила нарисовать простую круглую чашку. Один мальчик долго смотрел на нее, а потом попросил разрешения нарисовать то, что он никогда не видел. Сначала он хотел нарисовать эвкалипт, потом синюю птицу, потом мамонта, когда он просыпается. Умная учительница не препятствовала, но когда стали сдавать рисунки, то у всех были нарисованы чашки, а у мальчика лист бумаги остался белым. Он хотел нарисовать многое – и не нарисовал ничего. Но весь урок он видел и это дерево, и птицу, и мамонта, он восхищался ими, и учительница поставила ему «5» - она угадала в нем поэта… и не ошиблась. Не пропустите и вы своих поэтов.

Н. Третьякова