Зимняя вишня
Номер от 25 февраля 2011 г.

Боремся с детскими страхами
Часто дети испытывают страх из-за своего «богатого воображения» - оно в дошкольном периоде, от 3 до 7 лет, прямо-таки «бушует». Ребенок может бояться собственной тени, шума дождя за окном, темноты, грозы. Почему возникают страхи?

У каждого из детей по-разному, но большое влияние оказывает домашняя атмосфера – здесь он должен чувствовать себя защищенным. Потому важно, чтобы в семье не было ссор, громких скандалов; кроме того, ребенок может впечатлиться каким-нибудь рассказом-ужастиком (Я, кстати, помню, как меня потряс рассказ соседки, когда она живописно описывала, как волк заскочил через окно в дом и унес девочку в лес. Мне было 6 лет, в мое окно заскочить было невозможно, но боялась я очень долго спать одна, и помню свой детский страх аж целых 50 лет!) И, конечно, детям кажется, что что-либо подобное может случиться с ними. И тогда даже просто стук дождя в окно вызывает панический страх.

Заметили, что ребенок чего-то боится – помогите ему преодолеть это! Не смейтесь над ним, серьезно и терпеливо выслушайте, объясните, почему его страх беспочвен. Обязательно уравняйте себя с ним, расскажите, что когда сами были ребенком, то тоже боялись, и он увидит - вы понимаете его, а значит, можете защитить и помочь ему. Важно, чтобы это был такой разговор, чтобы ребенок вам искренне поверил. Ну и некоторые атрибуты можно использовать, например, колокольчик – пусть звенит им, как только почувствует, что ему страшно. Главное – чтобы он чувствовал себя в безопасности.

Неврозы

Это о страхах, а теперь о неврозах – одним из проявлений его бывает привычка ребенка грызть ногти – безжалостно, до крови. Никакая горчица не помогает, никакие угрозы и никакие увещевания и уговоры. А знаете, что можно посоветовать? Маникюр! Да, да, пусть, если это девочка (а почему-то именно особы женского пола любят грызть свои ногти). Мама по-взрослому сделает дочери маникюр, не обязательно очень ярким лаком, но красивый, настоящий. Желание грызть накрашенные ногти пропадет. Но еще скажите, что «пожалуйста, грызи, но уж больше маникюр делать не будем». От запрета перейти к разрешению – это называется метод «парадоксального намерения» - позволить то, чего нельзя. Воспитателю детского сада проблему (и ее решение) надо объяснить, пусть тоже удивится красивым ноготкам девочки, похвалит ее, не зацикливаясь: «Ну, теперь ты не будешь ноготки грызть!». Забудьте это! И тогда ребенок тоже забудет. Хотя причина этого, возможно, кроется в неправильном воспитании, поэтому родителям надо проанализировать, понять – а что у нас не так?

Н. Третьякова