Зимняя вишня
Номер от 17 января 2011 г.

Как относиться к сновидениям?
Около трети своей жизни человек пребывает во сне. Младенец спит гораздо больше половины жизни. Архиепископ Иоанн Францисский (Шаховский) пишет: «Сон – образ смерти, пробуждение – воскрешение».

УСНУЛ, успокоился», - говорят об умершем. И молятся люди о своей непостыдной мирной кончине, уходе из земной жизни в полной умиротворенности и молитвенной богопреданности.

Наука пытается расшифровать природу сна, но она далека от объяснения этого феномена. Психотерапия старается проникнуть в законы сновидений, но все равно пока все остается шатким и неясным. Религиозный же опыт различает три рода сновидений: 1 – наиболее распространенный, это пустые, суетные, никчемные, ничего не значащие сны – ни умозрительно, ни нравственно. Они, видимо, отражение в мозгу человека повседневных забот и тревог. Но бывают сны и духовно окрашенные либо беспокойной, нехорошей духовной силой, либо умиротворяющие душу. Есть сны устрашающие, которые лишают душу покоя или нехорошо возбуждающие. И есть сны утешающие, нечто предвещающие – «с неба», от светлых сил, от Бога. Исторически засвидетельствованы пророческие сны. О них неоднократно говорит Библия: эти сны человека предупреждают, просвещают, вдохновляют, поучают и утешают. Реальность их совершенно бесспорна.

Пророк Иоиль за несколько столетий до Рождества Христова сказал о таких снах: «…и будут пророчествовать сны ваши и дочери ваши, старцами будут сниться сны и юношам будут видения» (Иоль, 2, 28)

Пример пророческих светлых снов есть и в первой главе Евангелия от Матфея: «Иосиф, будучи праведен и не желая огласить Ее (Марии) хотел тайно отпустить». Но как только он помыслил это (а небу открыты наши мысли) «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого; родит же она Сына и наречешь ему имя Иисус, ибо Он спасет людей от греха» (Мф., 1, 19-21). Иосифу и мудрецам Востока через сон было возвещено, что они должны делать. И они наслушались ярких откровений во сне. А в книге Деяний апостолов можно прочитать об очень важном деле для христианства символическом полусне – полувидении апостола Петра. Апостол, желая помолиться, увидел отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю: в нем находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные» (Деян., 10, 11-12). Петр понял, что язычники-римляне посланы к нему от Бога и принял их без сомнения, и что надлежит ему, Петру и всем апостолам идти с проповедью о Сыне Божием по всему миру.

Однако, полагать человеку, что он достоин Божественных откровений во сне или наяву – греховно и дерзко. Поэтому будет правильным не верить сну, и не размышлять о его содержании. Если Богу угодно вразумить человека, то Он устроит это.

Сны от Господа видят святые люди, очистившие душу свою слезами покаяния, и содержание их душеспасительно и связано с важными событиями. Но и они, которым посланы с неба такие сны, не принимают их тотчас, считая себя недостойными. И сколько легковерных погублено диаволом, считавших, что сны их от Бога. В Писании сам Господь говорит нам о необходимой осторожности, если не хотим быть обманутыми снами, виновник которых сатана: «Пустые и ложные надежды – у человека безрассудного и сонные грезы окрыляют глупых (Сир., 34,1). Не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Мир, 34, 7-10). Святой Григорий Двоеслов писал: «С нас будет довольно и той добродетели, если мы не будем обращать никакого внимания на игру воображения. Сны чаще всего не что иное, как химеры обманчивого ума или бесовские проделки. Потому не надо им верить, ибо во снах происходят обрывки образов, мыслей, которые кружатся в нашей голове, либо от Диавола, который издевается над нами и соблазняет нас.

У иноков Святого Афона есть такое правило: не принимать и не отвергать. Это мудрое правило спасет от гордости и превозношения, если такие явления человек будет приписывать своим достоинствам, а также спасает от хулы, если имело место проявление Благодати Божией.

И все-таки отцы церкви настаивают: лучше и безопаснее не доверять сновидениям. А в случае каких-либо душевных затруднений на сей счет обратиться за разъяснениями к духовнику. Православный врач-психиатр Дмитрий Авдеев рассказывает, что в своей практике сталкивался с тем, как совесть обличает человека во сне. Например, многие женщины, сделавшие аборт, видят кошмарные сны и жуткие картины: муки своих неродившихся детей, их вопли… И если сон растревожил душу, прислушайтесь к этому совету.

Рецепт духовного святителя Игнатия (Бренчанинова): «Употреблять сие лекарство надо несколько раз в день, особенно в дни страданий и скорби, при всяких ненужных уму снах. Уединитесь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова: «Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем!» Молитесь так до тех пор, пока не успокоитесь. Благодать и сила Божия заключается в славославии и благодарении, а не в красноречии и многословии».

Н. Дмитриева