Последнее выступление Солженицына в прессе
Последним выступлением Александра Солженицына в мировой прессе стала статья«Что нам по силам» в еженедельнике «Аргументы и факты» (от 30 января 2008 года).В СТАТЬЕ он, в частности, писал: «Большинство россиян - и авторитетные эксперты (политологи, экономисты), и творческая элита, и простые трудяги - сегодня сходятся во мнении: наконец-то Россия вошла в эпоху стабильности...При нынешнем тугосвязном и тревожном состоянии дел по всей Земле российскому правительству, разумеется, не дано и на час забывать ни о внешней защите страны, ни о ее месте в международьи (уже было утерянном, но в последние годы отчасти восстановленном). И глаз не спустить с дальних путей государственной политики, а они всегда многопетлисты, трудно предвидятся, нелегко просчитываются (как вот - возросший энергетический и продовольственный спрос новокрепнущих стран Востока и др.). Это - дороги не близкие.Среди всех вновь возникающих государственных программ и целей первейшим – да вне всякого номерного перечня! – правительственным долгом всегда должно оставаться: СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА, обеспечение неизменно благоприятных условий для его физического благоденствия и нравственного здоровья. Народная бедность не может быть допущена ни в дозе «двух третей», ни «одной пятой»....В такой необъятной стране, как наша, никогда не добиться процветания без сочетания действий централизованной власти и общественных сил. Мне возражают: какие общественные силы? какое самоуправление? да у нас никто ни с кем не способен договориться: любое самодеятельное собрание граждан будет течь по сценарию фильма «Гараж». Но и я возражу: а другого пути просто нет. Если мы не научимся брать в свои руки и деятельно обеспечивать близкие, жизненные наши нужды, а всегда отдавать их на милость далеких, высоких бюрократов, — не видать нам благоденствия ни при каких золотовалютных запасах. И неправда, что не способны мы уже к самоорганизации».Покоритель времениУмер Александр Солженицын. Вот как ответили на вопрос: «Кем был для вас Александр Солженицын?» - известные общественные деятели.Сергей Ковалев, председатель общества «Мемориал»:- В лице Солженицына Россия потеряла второго корифея эпохи диссидентства, первым был академик Дмитрий Сахаров. Заложенные диссидентством идеи бескровного крушения социалистического общества сыграли огромную роль. Но гражданская позиция Солженицына принципиально отличалась от позиции Сахарова: писатель верил в самоценность государства, академик считал его обслуживающим аппаратом. Во многом этим объясняется то, что диссидент и бывший политзаключенный Солженицын отверг награду из рук Бориса Ельцина и принял в июне 2007 года Госпремию из рук бывшего чекиста Владимира Путина.Но это все не важно. Разбираться в расхождениях и схождениях концепций будут историки. А сейчас речь идет о личности, и это личность гигантская.Стефан Красовицкий, священник (ранее в миру - Станислав Красовицкий, поэт):- В данном случае я касаюсь конкретно литературного стиля Солженицына. Скажем, мне не совсем был близок и понятен его «Архипелаг ГУЛАГ», в этом смысле книга Ивана Солоневича «Россия в концлагере» именно мне представляется более ясной. Но это моя позиция, и ее нельзя назвать единственно правильной. Мне понятно заключение Геннадия Айги, который, сравнивая Александра Солженицына и Варлама Шаламова, склонялся более в своих литературных предпочтениях к Шаламову. Больше искренности, что ли, можно усмотреть в его произведениях...Александр Проханов, писатель:- Солженицын был очень одиноким идеологически. Но на нем спекулировали все. Полагаю, у него был ранний период увлечения сталинизмом, и было это, по-видимому, перед войной: ту ненависть, которую он потом испытывал к сталинизму, могло породить разочарование только в чем-то любимом. Но я догадываюсь об этом как астроном, который находит планету по расположению других планет. Так вот, потом у Солженицына был период разочарования в сталинизме и вражды с ним, который продолжался вплоть до написания «Ивана Денисовича». Но это был такой внутренний и очень мощный русский антисталинизм.Гораздо позже, уже вернувшись в ельцинскую Россию, Солженицын пережил краткий период иллюзий, когда ему дали эфир - и он вещал. Кончилось обрывом: его просто загнали во вторую ссылку - в это Лыково. И тогда он написал «200 лет вместе», нанеся мощный удар по либеральному бомонду, который, по существу, и дал ему Нобелевскую премию. Это был очень мужественный и во многом драматический шаг. А последним шагом, который он сделал, наблюдая трагедию ельцинской России, стало сказанное им, что ельцинизм лишил Россию того разбега, который дал ей Сталин. Потом шли болезни, тишина и тихое шелестение каких-то странных то ли написанных, то ли ненаписанных страниц.
Gzt.Ru
Частичка АрхипелагаПродолжаются споры вокруг СоловковПрофессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов считает, что духовное возрождение Соловецкого монастыря невозможно без увековечивания на его территории трагической истории ГУЛАГа.- Соловецкому кремлю необходимо придать вид памятника, посвященного одному из величайших преступлений XX века. А сам монастырь никогда не сможет существовать в прежнем виде без увековечивания ГУЛАГа, - заявил священник на состоявшемся накануне «круглом столе», посвященном проблеме взаимоотношений музеев и храмов.По его убеждению, монастырь на Соловках должен вернуться «к своей первоначальной форме существования». «Это должны быть скиты, то есть отшельнический тип монастыря. Скиты гораздо легче и дешевле восстановить, чем организовывать и восстанавливать другие формы монашеского устроения», - приводит портал «Интерфакс-Религия» слова Георгия Митрофанова.Он также коснулся проблемы спорного владения памятниками на территории Соловецких островов, выразив мнение, что для ее решения необходимо прежде всего принять закон о церковной реституции.«После принятия такого закона стало бы легче разобраться, какие именно здания принадлежат Церкви», - считает профессор.В ходе «круглого стола» он также высказался резко против проведения фестиваля бардовской песни на территории Соловецкого монастыря.- Для меня авторская песня - это культурно-профанная тусовка. Проведение таких фестивалей нравственно и исторически бестактно. Самовыражаться на камнях, где пролита кровь 70 тысяч заключенных, безнравственно. Подобные фестивали - это прямой путь к забвению культуры, - считает священник.В свою очередь бывший директор Соловецкого музея-заповедника Лев Востряков, говоря об имущественных спорах, сообщил, что в настоящее время на архипелаге четыре реальных хозяина, правовые отношения между которыми не определены: Министерство культуры, лесное хозяйство, местная власть и монастырь.- Нужен акт на уровне Российской Федерации, который регламентировал бы сферы ответственности каждого из субъектов, - подчеркнул он.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!