Подсчитать долю участия несовершеннолетних на рынке SMS-услуг невозможно. Но независимые эксперты сходятся в одном: за год контент-провайдеры зарабатывают несколько сотен миллионов рублей только благодаря детям.
МОСКВИЧКА Нина Алферова несколько месяцев назад купила дочке мобильный телефон. Девочка перешла в седьмой класс, записалась в кружок танцев и стала редко бывать дома, поэтому маме необходимо было быть на связи. Чтобы абонент дочки всегда был доступен, ей положили на телефон порядка ста долларов. Однако уже через неделю баланс был равен нулю. Устроив дочке допрос, мать выяснила, что ребенок спустил все средства на SMS-развлечения.«Ира рассказала, что заказала свой гороскоп, но даже не понимала толком, сколько это может стоить, – рассказала Нина Алферова. – В рекламе цена указана очень мелко и без учета НДС. Кроме того, компании буквально выманивали у нее деньги. Ребенок отправлял одно сообщение с надеждой получить свой гороскоп, но вместо этого ей приходило SMS с уточняющими вопросами, и так до десяти раз».Девочка, наивно полагая, что платить придется только за первый заказ, аккуратно отвечала на все запросы. В итоге, когда злосчастный гороскоп все-таки пришел, с ее телефона уже было снято несколько десятков долларов.Не меньшее влияние на девочку оказала и телевизионная реклама, призывающая отправлять как можно больше SMS за полюбившегося участника реалити-шоу. Самому активному зрителю обещали подарок с автографом «телезвезды». Ира отправила порядка сорока SMS по полтора доллара каждый и получила... кружку с логотипом передачи стоимостью в тридцать рублей.«К нам постоянно обращаются с подобными жалобами на SMS-серверы, – рассказал директор общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаров. – Самое неприятное, что как в случае с детьми, так и со взрослыми вернуть свои деньги практически невозможно. У нас не существует четкого правового регулирования подобных вопросов. Я знаю, что люди несколько раз пытались обращаться в суд, но о выигранных делах я ничего не слышал. Контент-провайдеры ловко манипулируют лазейками в законе, предоставляют полную, достоверную, но ловко завуалированную информацию о настоящей стоимости услуги, поэтому всегда выходят сухими из воды».Этому не учат в школеОднако проблема влияния SMS-сервисов на детей и подростков не ограничивается только экономической составляющей. С распространением подобных развлекательных служб дети получили фактически открытый доступ к сексуальным советам и эротическим фотоснимкам. Получить все это, отправив на короткий номер запрос, предлагается со страниц чуть ли не всех подростковых изданий. Написанные крошечными буквами предупреждения о том, что услуга доступна только людям старше 18 лет, естественно, не имеют никакого влияния и лишь, напротив, подстегивают интерес.«Я считаю, что это просто ужасно, – сказала «НИ» семейный психолог Катерина Большакова. – Совсем недавно на прием ко мне привели восьмилетнюю девочку. Она хотела получить на мобильник фотографию котенка, но перепутала номер заказа, и ей пришло изображение мужских половых органов во всех подробностях. Ребенок испугался, испытал настоящий шок, следствием чего стало заикание и боязнь собственного отца, у которого, по мнению малышки, тоже есть такие «страшные штуки». В данный момент девочка проходит курс психотерапии».Делайте ставки, господа тинейджерыСомнительными с точки зрения нравственности представляются общественности и распространившиеся в последнее время SMS-казино… Федеральный закон запрещает несовершеннолетним играть в азартные игры. Но с помощью SMS рулетка стала доступна и детям. Правда, родители смогут закрыть номер для игры в казино, но до этого ребенок уже успеет сделать несколько ставок.Как говорят психологи, проблема даже не в потраченных деньгах. «В возрасте 12–16 лет подростки особенно подвержены различного рода зависимостям, – говорит Катерина Большакова. – Это возраст большинства наркоманов. В переходный период, когда психика подростков неустойчива, а гормоны бушуют, достаточно всего нескольких партий в «Блэк-джек», и не важно, мобильный он или реальный, чтобы у ребенка начала развиваться игромания. Даже если родителям удастся ее подавить, мальчик с возрастом может вернуться к вредной привычке. Не зря же у нас даже законом запрещено подпускать детей к игорным заведениям».А ну-ка докажиПри этом сами компании, представляющие SMS-услуги, не скрывают, что основной их клиентурой является младшая группа потребителей, в основном несовершеннолетние в возрасте чуть старше 10 лет. Причем, по мнению участников рынка мобильных развлечений, в игре на наивности и неопытности юной аудитории нет ничего предосудительного. «Запретить детям пользоваться мобильными услугами – то же самое, что запретить кондитерским обслуживать юных покупателей», – считает PR-менеджер одного из столичных контент-провайдеров Антон Якимов. С этой точкой зрения согласны и в других компаниях.«То, что ребята тратят деньги взрослых, мы тут абсолютно ни при чем, – заявила пресс-секретарь столичного SMS-портала Аэлита Давыдова. – Это, прежде всего, зона ответственности родителей, которые обязаны объяснить своим детям, сколько стоит та или иная услуга и как разумно распоряжаться деньгами, положенными на счет телефона».Родители детей, спустивших внушительные суммы на сомнительные картинки для телефона, требуют радикального решения сложившейся ситуации. По их мнению, компании должны контролировать, кто заказывает услугу, ребенок или взрослый, так же, как это происходит в обычных магазинах. Однако в данный момент это технически невозможно. В соответствии с установленными правилами купить SIM-карту и оформить договор с сотовым оператором может только совершеннолетний человек при предъявлении паспорта. Таким образом, формально все мобильники в стране принадлежат взрослым людям.«Именно поэтому абсолютно бесполезно требовать возврата денег от SMS-сервисов, – считает юрист московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Антон Лелявский. – В договоре с оператором сотовой связи четко прописано, что ответственность за все операции, совершенные с мобильного телефона, несет человек, на которого он зарегистрирован».Как выкинуть номерРаз с юридической точки зрения вся ответственность ложится на родителей, им приходится бороться с проблемой собственными силами. Правда, педагогические методы в случае с SMS-сервисами действуют плохо. Агрессивная реклама гипнотически влияет на ребенка. «Когда я вижу по телевизору рекламу java-игр, у меня просто глаза разбегаются, – признался восьмиклассник Никита Кузнецов. – Все хочется скачать, во все поиграть. Старые программы быстро надоедают, а SMS-сервисы предлагают все более интересные, навороченные «стрелялки». Мелодии тоже постоянно заказываю, несмотря на протесты родителей. В нашем классе считается отстойным, если телефон имеет стандартный звуковой сигнал».Поэтому в этой ситуации наиболее разумным представляется самый действенный метод – отрезать ребенка от канала утечки денег, то есть заблокировать на его мобильном телефоне услугу отправки SMS на короткие коммерческие номера. Но и тут возникают проблемы. Далеко не все операторы могут отменить одну из предоставляемых услуг.Психологи предлагают достаточно радикальный способ: SMS-казино и откровенные картинки нужно просто запретить.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!