Самое интересное
Номер от 4 августа 2004 г.

Для катастрофы достаточно двух колес
В России пока мало задумываются об опасности велосипедов, да и статистику по велосипедным травмам найти непросто. Однако западные ученые уже несколько десятилетий проводят исследования травматизма и смертности среди байкеров. Они выяснили, что велосипед по опасности лишь немногим уступает футболу. Поэтому, чтобы уменьшить число опасных травм, во многих странах уже стала обязательной езда в шлемах, а в других такой закон на подходе.

Чем опасен велосипед

Безусловно, и без велосипеда ребенок найдет, где получить синяк или ссадину, в худшем случае - где сломать ногу или руку. Но велосипед, как выяснили канадские исследователи, повышает вероятность травм примерно в полтора раза. Чаще всего в больницу попадают мальчики до 10 лет, а с возрастом число аварий постоянно снижается.

Самый частый вид травмы - это падение с велосипеда и связанные с этим повреждения ног и рук. Как правило, после таких травм ребенок поправляется без каких-либо последствий. Аварии, вызванные неисправностью велосипеда или дефектами дорожного покрытия, тоже относительно безопасны. А самые тяжелые травмы - в первую очередь черепно-мозговые - случаются при столкновении велосипедиста с автомобилем.

Всего, по данным канадских исследователей, в больницу попадает до 17 процентов молодых велосипедистов. Из них примерно седьмая часть оказывается в реанимации. Как правило, из-за тяжелых травм головы.

По статистике, собранной в Великобритании, намного опасней других машин грузовики. Водители таких автомобилей зачастую не видят велосипедиста и сбивают его при поворотах, перестроениях или просто при попутном движении. Именно столкновения с грузовиками отвечают за подавляющее число смертельных случаев при велосипедных травмах. Из-за них же многие дети остаются инвалидами на всю жизнь.

Шлемомания

Ношение велосипедного шлема - это способ значительно понизить вероятность травм головы и одновременно - опасность велосипедных прогулок в целом. По некоторым данным, число серьезных повреждений (требующих лечения в реанимации) благодаря шлему падает на 60-80 процентов, по другим - на 40. Но и эта цифра значительна.

Такие данные были в 90-х годах взяты на вооружение властями некоторых стран: Канады, Новой Зеландии и Австралии. Каждый, кто выезжает на велосипеде без шлема, теперь нарушает местный закон. Конечно, количество велосипедных травм в этих странах значительно уменьшилось - как в городах, так и за их пределами, - но несмотря на это целесообразность «велосипедных» законов все больше ставят под сомнение.

Дело в том, что любой вид спорта, в том числе езда на велосипеде, полезен для здоровья. Это средство профилактики атеросклероза, ожирения, сахарного диабета и многих других заболеваний. Но как только власти запрещают выезжать без шлема, число велосипедистов значительно сокращается. В итоге медики до сих пор спорят, что важнее: спасти велосипедистов от травм или приобщить людей к здоровому образу жизни. Одновременно эти задачи, как показывает практика, выполнить невозможно.

Поэтому, если ваш ребенок готов ездить на велосипеде в шлеме - это, безусловно, пойдет ему на пользу. Но ставить вопрос «или шлем, или никаких покатушек» не стоит. Дело в том, что шлем настолько же эффективен для профилактики травм головы для пешеходов и водителей автомобилей. Только им, в отличие от велосипедистов, его навязать даже не пытаются.

Велосипедный спорт

Есть мнение, что гонки на велосипедах, кросс или акробатические упражнения более опасны, чем повседневная езда. Но в реальности велоспортом занимаются более опытные и хорошо физически развитые подростки. К тому же они довольно редко пренебрегают средствами безопасности - шлемом и защитным костюмом. В результате частота травм среди спортсменов остается довольно большой, однако в большинстве случаев - это переломы конечностей. Серьезные травмы головы для них - скорее исключение.

Велосипед в массы

Как показали исследования, вероятность велосипедной травмы может значительно снизиться, если на дорогах станет больше велосипедистов. Например, если их число увеличится вдвое, то количество аварий возрастет лишь на 30 процентов. Это значит, что для каждого велосипедиста вероятность травмы упадет на треть.

Объяснить такие цифры довольно легко. Во-первых, водители автомобилей становятся более внимательны к велосипедистам. Во-вторых, о безопасности велосипедистов невольно начинают задумываться власти: в идеальном случае им выделяют отдельное место на дорогах. И в-третьих, что самое главное, о своей жизни начинают больше заботиться сами байкеры, и человек в шлеме уже не выглядит среди них белой вороной.

Mednovosti.Ru