Здравствуйте, газета «Пенсионерская правда». Немного о себе. В 1965 году я окончила Междуреченский горно-строительный техникум и работала в угольной промышленности. С 1990 года – пенсионерка. По сей день активно и с желанием занимаюсь общественной работой. А также пишу исторические рассказы о родном крае и его людях. Материал для этого рассказа, который посылаю вам, я собирала по крупицам, общаясь со многими старожилами Междуреченска, Мысков, ГРЭСа, Новокузнецка.
Моя особая признательность Ядвиге Михайловне Хлыновской, Галине Семёновне Малышкиной, Зое Степановне Семёновой, Анатолию Прокопьевичу Бычкову, Ефросинье Афанасьевне Маленчук, Нине Васильевне Деменьшиной, Арсению Николаевичу Антонкину.
Верховье реки Усы, о котором пойдёт речь в рассказе, - место неописуемой красоты. Чистейшие реки, речушки, ручьи, девственная тайга, непуганый зверь, богатый орехом кедрач. Разнотравье, обилие всевозможных ягод, грибов. А вокруг – обрамление из гор, за которыми просматриваются вечные снега Кузнецкого Алатау.
ЛЕГЕНДА о бочонке с золотом, закопанном в Верховьях Усы, жива и по сей день. Ранней весной начала прошлого века на одной из железнодорожных станций Красноярского края с поезда, идущего на запад, сошла семья. Это были крепкий подтянутый мужчина лет тридцати, его миловидная худенькая жена, несколько моложе его, и их пятилетняя дочка. Глава семьи Иваницкий решил сделать здесь остановку из-за дочери, простудившейся в дороге. Бабка-хакаска, у которой семья сняла комнату, принесла охапку сушёных трав для настоев и примочек, медвежий и барсучий жир для растираний, носки из собольего меха. За лечение взялась сама, и уже на третий день девочке стало легче. Иваницкий отправился на станцию узнать о дне и часе прихода поезда.
На станции к нему подошёл хакас Мурташка (так он представился Иваницкому) и предложил купить у него золото. Поначалу вёрткий с хитрыми узкими глазками хакас не вызвал и малейшего интереса у Иваницкого. Но, увидев золото, что насыпал ему Мурташка в ладонь, понял – узнавать о дне прихода поезда ему уже ни к чему. Имея авантюрный склад характера, Иваницкий живо заинтересовался происхождением золота. Простодушный хакас оказался словоохотливым собеседником. И вскоре Иваницкий знал всё: где Мурташка взял золото, сколько его там и как туда добраться. Но правду ли сказал хакас? Действительно ли этот край так богат золотом? Он пригласил Мурташку в напарники и вместе с ним стал готовиться к походу. Иваницкий нанял несколько лошадей, закупил провиант и необходимый инструмент.
В середине мая Иваницкий и Мурташка пустились в дорогу. На телегах добрались до большого селения Коммунар (это современное название нынешнего посёлка городского типа). Потом на навьюченных лошадях по известным Мурташке таёжным тропам двинулись через реку Базан и через горы Кузнецкого Алатау к слиянию рек Уса и Белая Уса. И на восьмой день добрались до золотоносного места.
Увиденное превзошло все ожидания Иваницкого. Клондайк, да и только! Золото было везде: в песке рек, ручейков, в песчанике гор. В отдельных местах золотоносные жилы выходили прямо на поверхность. Иваницкий ликовал.
Наскоро построив для временного проживания просторный шалаш, уже на другой день Иваницкий с Мурташкой стали мыть золото. Но хакасы не старатели, и Иваницкому приходилось одному заниматься золотом. Мурташка ловил рыбу, стрелял дичь, готовил еду.
В обратный путь отправились в начале осени, намыв около двух килограммов золота.
Иваницкий понимал, что в том месте можно намыть золота не один десяток килограммов. Но для этой работы нужны люди. А людей нужно обеспечить жильём, пропитанием, инструментом и массой других необходимых для жизни и работы вещей. Для приобретения всего этого нужны деньги. Но где их взять?
По прибытии домой Иваницкий, прихватив с собой золото, отправился к красноярскому губернатору. Серьёзность дела и весомый подарок, видимо, возымели на него действие: Иваницкий возвратился от губернатора его уполномоченным на добычу золота и с большими деньгами. Иваницкий с женой, дочкой и Мурташкой перебрался на постоянное проживание в Коммунар.
За зиму он основательно подготовился. Нанял около тридцати крепких и здоровых мужиков из русских, запасся продуктами, инструментом, который по его заказу делали в кузницах, и всем необходимым для работы в полевых условиях.
Как только растаял снег, будущие золотодобытчики двинулись в путь по знакомой Иваницкому и Мурташке тропе. По прибытии на место первым делом занялись строительством. Рубили, пилили лес и строили бараки. Когда два из них были готовы (кстати, эти бараки прослужили людям до 1958 года), приступили к добыче золота. Впоследствии это поселение стали называть Ивановкой в честь Иваницкого.
Каждый месяц Иваницкий отправлял двух доверенных лиц и Мурташку сдавать золото. Возвращались они с продуктами, деньгами и приводили с собой по нескольку мужиков, желающих поработать на золотодобыче. С наступлением холодов все старатели возвращались домой. А с наступлением лета вновь организовывались в отряд и отправлялись к берегам таёжных рек мыть золото.
Так продолжалось несколько лет. В труднопроходимых местах старатели соорудили накат, сбив брёвна самокованными гвоздями так, что дороги стали проезжими даже для телег. Сначала золото мыли на реках Уса, Белая Уса, Берёзовая, Мурта, Федосья и их многочисленных притоках. Постепенно стали продвигаться к северу, где в реках Чёрная Уса, Малый Чёрный Июс, Изехиюль, Чёрный Июс также имелся золотоносный песок.
О революции 1917 года до глубинки доходили только слухи. Но в начале двадцатых годов, когда власть Советов стала добираться и до Сибири, Иваницкий с семьёй решил уехать за границу. В эти годы он регулярно оставлял какую-то часть золота для себя и ко времени отъезда накопил более двадцати килограммов. Но ехать с таким богатством было рискованно, и Иваницкий решил спрятать золото на склоне горы – недалеко от селения Чебаки, что на берегу реки Чёрный Июс – севернее Коммунара. В душе, видимо, надеялся, что всё когда-нибудь образуется и он вернётся в эти края. Своим намерением поделился с Мурташкой, который все годы находился рядом, никогда не подводил и был верным ему помощником.
Иваницкий сложил почти всё золото в металлический бочонок, хорошо его закупорил, взял бутылку водки и повёл Мурташку к облюбованному для тайника месту. Там выкопали они довольно глубокую яму и присели отдохнуть. Иваницкий напоил Мурташку водкой. А когда тот уснул, закопал бочонок, уложил аккуратно дёрн и посадил вокруг ямы маленькие берёзки. Затем вытащил из сумки большой лист бумаги и тщательно нарисовал это место, подробно указав его особые приметы.
А потом сгрёб пьяного Мурташку в охапку и перенёс на другой склон. И пока тот спал, сделал имитацию ямы: поднял дёрн и немного копнул землю вглубь. Когда хакас проснулся, они вдвоём разровняли землю, уложили дёрн и посадили на то место берёзку. Мурташка пообещал хранить тайну, а Иваницкий с семьёй покинул Россию.
ПРОШЛИ годы. Однажды Мурташка в хмельной компании проговорился о бочонке с золотом. И пошли гулять по селениям обрастающие подробностями слухи о том золоте. Нашлись и люди, которые сумели выведать у него место тайника. Однако все попытки найти бочонок с золотом успехом не увенчались.
В начале лета 1942 года в селение Коммунар приехали четыре работника НКВД и с ними женщина лет пятидесяти в городской одежде. У них были карта и план местности, по которым они и определили место тайника. И потом заставили местных мужиков сделать раскопки. Бочонок с золотом был найден!
***
Полагаю, что, живя за границей, Иваницкий в душе всё же оставался русским человеком и любил Россию. В тяжёлые военные годы он решил внести свой вклад в Победу над фашистской Германией. С этой целью и отправил свою дочь в Россию, снабдив её необходимыми документами. Ничто не проходит бесследно. Оставил свой след на земле и Иваницкий. Хотя бы тем, что мы, живущие в ХХI веке, помним о селении Ивановка и теперь знаем про бочонок с золотом.
Тамара Даниловна Лысова, краевед, старожил г. Междуреченска
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!