В одном из номеров «Пенсионерской правды» кто-то из читателей писал о волках, вернее, о том, что встреча с волком не сулит ничего доброго и надо Бога благодарить, если удалось разойтись с этим зверем мирно. Были и в нашей деревне такие случаи.
В годы Великой Отечественной войны волки зарезали в нашей деревне много домашней скотинки, особенно овечек. Ночью опасно было ходить в райцентр даже по большой дороге. Да и днём волки не боялись людей. В мае 1942 года мы с моим одногодком (нам было по 12 лет) бороновали колхозное поле в полутора километрах от бригадного стана. Вдруг наши лошади тревожно заржали и стали как вкопанные. Мы изо всех сил дёргали вожжи, хлестали по спинам вицей, но лошади не трогались с места. Оглянувшись, чуть не одеревенели – на краю поля стоял огромный волк. Мы закричали, но от испуга быстро охрипли. И тогда подняли валяющиеся на пашне каменья и принялись стучать ими о железные бороны. На стане услышали непривычный стук, на помощь нам примчались верхом на лошадях бригадир с конюхом и прогнали волка.
В 1944 году мы, группа подростков, пахали поле около заросшего кустарником неглубокого оврага (балки). В упряжке плугов было несколько кобыл. Около них бегали жеребята. Иногда они отставали от нас, резвились около оврага. И вдруг из оврага выскочили два волка и в один миг растерзали одного жеребёнка. Мы дрожащими руками распрягли лошадей и верхом умчались в деревню. Зимой того же года волки через соломенную крышу проникли в соседский хлев, порушили четырёх овечек и выпили их кровь.
Зимой 1950 года я пешком возвращался домой из Стерлитамака. А дорога была не ближней – 35 километров. До нашей деревни оставалась ровно половина пути, как вдруг разыгрался сильный буран. Сразу стемнело, я заблудился. Утопая по колено в снегу, набрёл на стог соломы, забрался на него, зарылся в солому и стал дожидаться утра. К рассвету буран утихомирился. Я осторожно высунул голову и увидел, как шагах в двухстах от стога шли два матёрых волка. Меня они не учуяли, потому что ветер дул в другую сторону. Я опять с головой нырнул в солому, а спустя примерно полчаса спустился на землю и пошёл по обочине в сторону деревни. И благополучно добрался до дому. Ночёвка в стогу даром не прошла: я простудился и заболел.
Николай Тихонович Фёдоров, Республика Башкортостан, Аургазинский район, дер. Наумкино
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!