Дорогу в космос человеку проложили собаки. Две из них, Альфа и Жулька, полвека назад приземлились в эвенкийской тайге.
ПЯТЬДЕСЯТ лет назад, 22 декабря 1960 года, высоко в эвенкийском морозном небе появилась какая-то темная точка, раскачивающаяся под куполами двух огромных парашютов. Они опустили в тайгу большую металлическую сферу с круглыми иллюминаторами.
И еще три дня яйцевидная железяка находилась в безлюдной тайге в полном одиночестве. Хотя то вдали, то ближе от места приземления загадочного объекта рокотали моторы самолетов и вертолетов. Это шли поиски небесного пришельца. И назывался он СА (спускаемый аппарат) космического корабля «Восток» 1К №6, на борту которого находились «космонавты» - собаки Альфа и Жулька (их также называли еще и Комета и Шутка). Кроме них, в СА были и другие «биообъекты» - крысы, насекомые, растения. Но они, к сожалению, не выжили.
Это был не первый запуск в космос «биообъектов», предшествующий полету человека. В том же 1960 году, 28 июля, в небо с космодрома Байконур взмыла ракета «Восток» 1к №1 с экипажем в составе двух собачек Лисички и Чайки. Запуск был неудачным – ракета взорвалась…
Следующая попытка была осуществлена 19 августа. Вот она оказалась удачной. В этот раз экипаж ракеты 1к №2 в составе ставших легендарными собак Белки и Стрелки провел на земной орбите свыше суток и благополучно приземлился в заданном районе. Еще для одного собачьего экипажа ракеты «Восток» 1к №5 полет в космос оказался роковой – Мушка и Пчелка погибли во время самоподрыва аппарата.
Кстати, считали погибшими и Альфу с Жулькой, приземлившихся в эвенкийской тайге. Из-за разрушения газогенератора 3-й ступени ракетоносителя на 425-й секунде полета и выключения двигателя на 432-й корабль на орбиту не вышел. Хотя и совершил суборбитальный полет с максимальной высотой подъема до 214 км. Согласно заданной программе, при спуске аппарата должна была сработать катапульта, и контейнер с собаками должен был спускаться отдельно от спускаемого аппарата. Но собачки приземлились в самом аппарате, испытывая при этом огромные перегрузки, после которых просто не должны были выжить. Но вот уцелели же, на радость обнаружившим их поисковикам. Забегая наперед, скажем, что удачными оказались и два последующих полета собачек в космос – Чернушки 9 марта и Звездочки 25 марта 1961 года. Именно эта собачья компания и проложила дорогу нашему первому в мире космонавту-человеку – Юрию Гагарину!
Но вернемся в эвенкийскую тайгу. Только на четвертые сутки, после долгих поисков, спускаемый аппарат нашел в тайге экипаж самолета Ан-2, командиром которого был Михаил Михайлович Борисов, он же командир Туринского объединенного авиаотряда. Экипаж передал координаты места посадки аппарата: 63°42, северной широты, 99°50, восточной долготы, между речками Огнэктэ и Юктэкэн - левыми притоками реки Нидымкан, являющейся, в свою очередь, притоком Нижней Тунгуски.
Спускаемый аппарат лежал невредимый, и к его разминированию (отключению системы самоподрыва) приступили саперы. Выяснилось, что отказ системы катапультирования спас собакам жизнь также и от сорокаградусного мороза – он их просто не достал через защищённую теплоизоляцией специальную капсулу. 26 декабря Альфа и Жулька были успешно эвакуированы из эвенкийской тайги и направлены в Москву.
А затем приступили к эвакуации самого спускаемого аппарата. Дело это оказалось непростым. Будь СА где-нибудь в степи или просто на равнинной местности, к нему подогнали бы тяжелую технику, погрузили на платформу и вывезли к месту назначения. Но аппарат угораздило свалиться в непроходимой тайге, в разгар зимы, когда снега там не то, что по колено – по грудь. Оставался только один путь эвакуации – авиационный. Вертолет Ми-4, которым тогда располагал Туринский объединенный авиаотряд, не был рассчитан на подъем в воздух двухтонной махины. Во всяком случае, местные вертолетчики просто отказались от этой затеи. Тогда на помощь был призван из Москвы очень опытный летчик-испытатель Рафаил Капрэлян, установивший к тому времени несколько мировых рекордов пилотирования вертолетов. Но и с ним не все было так просто. Чтобы совершить эвакуацию тяжелого аппарата на подвеске, вертолету необходим был сначала разгон низко над землей, чему мешали деревья. То есть требовалось вырубить в тайге просеку для этого разбега. И на это ответственное дело мобилизовали местных комсомольцев. В Туре как раз проходил комсомольский форум, посвященный 30-летию образования Эвенкийского национального округа. Вот из его участников, молодых и надежных людей, и был организован десант лесорубов в полтора десятка человек.
Одним из участников тех событий оказался и Павел Николаевич Львов, ныне пенсионер, почетный житель Эвенкии. В 1960 году Павлу было 24 года, он заведовал Экондинской начальной школой, был членом Илимпийского райкома комсомола.
- То ли 25, то ли 26 декабря, уже точно не помню, нас погрузили в вертолет Ми-4, закинули туда бензопилы, топоры, и мы полетели по направлению к селу Нидым и еще дальше, - рассказывает Павел Николаевич. – Когда подлетали к месту посадки, все прилипли к иллюминаторам. Внизу, в редколесной тайге, хорошо был виден коричневатого цвета шар с висящими рядом на деревьях двумя парашютами. Около шара было много людей (в те дни в Туру слетелось много различных специалистов и военных).
Просеку надо было сделать размером 50х200 метров. Лес тут был редкий, и потому просека была готова в течение всего нескольких часов. Перед тем как вернуть парней домой, им все же разрешили подойти к спускаемому аппарату, потрогать его и даже заглянуть внутрь. А Львов даже… залез в него!
- Помню, что шар был слегка как бы прикопченный и очень большой. Когда я влез в него через открытый люк, то стоял внутри во весь рост, - вспоминает Павел Николаевич. – Правда, никаких приборов и оборудования там уже не было, торчало лишь множество обрывков разноцветных проводов, и определить, где сидели собачки-космонавты, было невозможно – все сняли и увезли военные. Только поэтому, я думаю, нас и подпустили к нему…
Павел украдкой сковырнул кусок обшивки спускаемого аппарата, также отрезал ножом клок парашютного шелка и кусок стропа. Долго хранил их на память о том дне, но потом, во время частых переездов внутри округа, все растерял.
Ну а затем была сама эвакуация спускаемого аппарата на подвеске вертолета Ми-4. Сначала в Туру, затем в Туруханск, с посадками для доза-правки в эвенкийских селах Учами и Тутончанах, а уж оттуда в Москву, на большегрузном самолете…
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!