На счастье!
Номер от 4 апреля 2011 г.

У тебя опять «двойка»?
Я думаю, хоть одну «двойку» получал каждый из нас. Конечно, по-разному можно относиться к той оценке. Ну, а если бесконечные «тройки» по всем предметам? Тут уж и репетиторы в ход идут, всякие ухищрения - и кнут, и пряник, но ничего не помогает.

Иногда ребенок учится плохо не потому, что он «бестолочь и лодырь», а потому, что просто его уровень развития не дает ему вылезти из троечников. Иногда эта самая «тройка» для него равноценна «пятерке» того ученика, который «хватает все на лету». Но наши родительские амбиции мешают порой реально посмотреть на вещи, вот и мучается ребенок. Плохо учится и тот ребенок, который пошел в школу неокрепшим физически – он много пропускает, отстает от программы, и это неминуемо сказывается на чем? Конечно, на отметках. И тут его хоть запугивай, хоть ругай, хоть уговаривай – ничего не поможет, мозги включаться не будут. Кроме того, ребенок будет из-за своих «трояков» мучиться. Переживать: и родителей не хочется огорчать, но и учительница тоже не может просто так взять, да и поставить вместо «тройки» что-то получше.

Но мы начали с «двойки» - это она вызывает негодование родителей , это она заставляет их и «бестолочью» обзывать и самое неприятное - даже ремень использовать. Ну, а ребенок, чтобы всего этого в следующий раз избежать, что начинает делать? Правильно, врать, прогуливать уроки, нести какую-то чушь и про сломанный замок и про придирки учительницы… ну тут могут быть варианты. Главное: у ребенка будет отбиваться вообще стремление учиться (а не то, что учиться лучше), у него будет такая заниженная самооценка, такое осознание собственной глупости и неполноценности, что это может привести к серьезным заболеваниям.

Ну и что делать? Пусть «двойки» носит? Нет, конечно. Главное, разобраться в причинах, ведь плохая оценка – это крик о помощи, а не о наказании! Если «пара» получена за невыполнение домашнего задания – это одно (надо просто проконтролировать их выполнение), если же за ошибки в диктанте – это другое. Надо помочь ребенку, пописать эти диктанты. Ведь хорошие оценки нужны не вам, они нужны в первую очередь ребенку: они повысят его самооценку, он будет уверен в своих способностях.

В любом случае, лучше разобраться, почему такая неприятность произошла (ну, не горе же!) Успокоить, помочь и не ругать. Может, даже вспомнить свои школьные годы, свои «двойки» - почему были, как вы их исправляли. Если ребенок не будет бояться наказания за плохие оценки, их будет гораздо меньше, а может, и не будет вообще. Закреплять титул «двоечника» нельзя ни в коем случае! Надо помочь ребенку. И сделать это должны в первую очередь вы, родители. Почему-то мы все считаем своего ребенка самым гениальным и самым талантливым, и, конечно же, хотим, чтобы это признали не только близкие наши, но и друзья, а главное – учителя и воспитатели. А ведь можно отдать ребенка в самый престижный лицей, гимназию со сложной программой и лишь потом с неприятным удивлением обнаружить: «Мой самый гениальный сын, моя такая талантливая дочь не вылезает из «троек», и «двойки» уже пошли!» Вот тут как раз и хочется напомнить о наших родительских амбициях. Умерьте их, если желаете ребенку добра. Помогите, если трудно дается учеба. Не стесняйтесь перевести в другую, с обычной программой, школу. Любите его не за оценки. И не ломайте ему жизнь. От вас так много зависит, ведь вы – родители!

Н. Третьякова