Корабельная сторона
Номер от 29 апреля 2010 г.

«Фантазеры» с «Ленина»
Сорок лет назад, 21 апреля 1970 года, в канун столетия со дня рождения Ленина, был подписан акт готовности к физическим пускам реакторов головной атомной паропроизводящей установки (АППУ) ОК-900.

За четыре месяца до этого посетивший «Звездочку» и атомный ледокол «Ленин» заместитель председателя Совмина СССР Леонид Смирнов поднялся в реакторный отсек, выслушал доклад главного инженера завода Александра Зрячева о ходе работ и поинтересовался: «Когда планируете ввести установку?» Александр Федорович ответил: «В апреле 1970 года!» Смирнов не поверил, мол, ну вы и фантазеры!

На практике вышло, как планировали заводчане. Физические пуски двух ректоров были осуществлены уже 23 апреля и 1 мая, а 29 апреля и 4 мая был произведен вывод ректоров на энергетический уровень мощности.

После пуска ядерного сердца при стоянке ледокола у стенки завода были продолжены швартовные испытания, которые завершились 18 мая. С 19 по 24 мая при переходе ледокола из Северодвинска в Мурманск успешно проведены ходовые испытания ледокола, в том числе во льдах Белого моря.

После контрольного выхода в море с 16 по 20 июня межведомственная комиссия приняла АППУ ОК-900, модернизационные и ремонтные работы на атомном ледоколе «Ленин» - ледокол был передан Мурманскому пароходству для эксплуатации.

Межведомственная комиссия, учитывая результаты всех видов испытаний АППУ ОК-900 и проведения модернизационных работ на атомном ледоколе «Ленин», пришла к выводу, что в новой установке ликвидированы все недостатки предыдущей (ОК-150). Она позволяет обеспечивать непрерывную работу на всю арктическую навигацию, предусматривает максимальную ремонтопригодность новой энергоустановки по сравнению с предшественницей - ОК-150, а также другими типами атомных установок, является более совершенной транспортной атомной установкой. Все это вместе взятое способствовало значительному повышению эффективности работы ледокола «Ленин» в Арктике.

Таким образом, возрожденный заводом флагман ледокольного арктического флота вышел на трассы Северного морского пути, чем определил приоритеты Советского Союза в Арктике.

Артем ХОШЕВ