Корабельная сторона
Номер от 1 апреля 2010 г.

По секрету всему свету
На подводной лодке Б-90 «Саров» началась очередная модернизация?

С борта подлодки «Саров» можно выносить только дарственные иконы. Секреты нужно бы оставлять в отсеках. Фото Владимира Ларионова
С борта подлодки «Саров» можно выносить только дарственные иконы. Секреты нужно бы оставлять в отсеках. Фото Владимира Ларионова

Об этом сообщают центральные СМИ. В частности, «Российская газета», которая ссылается при этом на анонимный источник в коллективе северодвинской «Звездочки», а Lenta.ru, дублируя эту информацию, с сожалением сетует на то, что цель этой модернизации не уточняется.

«О Б-90 практически ничего не известно, - пишет агентство, - разве что эта подводная лодка проекта 20120 была разработана в ЦКБ «Рубин», изначально строилась на «Красном Сормово» в Нижнем Новгороде на базе корпуса экспериментальной лодки «Сарган», заложенной на стапеле еще в 80-х годах. После длительного перерыва, связанного с отсутствием финансирования в «ельцинскую эпоху развала страны», работы были возобновлены в 2003-м, уже на Севмаше, куда корпус корабля прибуксировали с Волги. «Саров», сданный флоту в 2008-м, относится к разряду опытовых кораблей, которые служат для проверки новых или модернизированных образцов вооружения, а также всевозможных корабельных систем». Дальше корреспондент Lenta.ru строит свои предположения (цитата): «Не исключается также, что завеса секретности вокруг Б-90 может быть связана с планами по использованию подлодки для испытания нового ядерного реактора. С момента принятия подлодки в состав ВМФ на ней были проведены несколько испытаний, перед каждым из которых субмарина подвергалась технической доработке. Не исключено, что нынешняя модернизация также связана с готовящимися испытаниями. Пока известно, что на «Сарове» установлена энергетическая установка «Кристалл-27» с электрохимическим генератором, позволяющая увеличить срок автономного подводного плавания до 90 суток».

Подобные высказывания свидетельствуют о большом интересе к тому, что нового появится на борту подлодки «Саров». Думается, что упомянутый интерес к этому проявляют не только российские СМИ, и причины его понятны. Отсюда и правомерная закрытость проекта. Сетовать на это в центральных СМИ, как нам кажется, не совсем уместно. В свое время секретов и без того продали и разбазарили предостаточно. Более уместно было бы назвать имена тех, с чьей подачи и при чьем попустительстве это делалось.

Олег АНДРЕЕВ