Корабельная сторона
Номер от 4 июня 2009 г. Страницы Христофора Розенкнопса
|
|
Разложив «пасьянс» из старых фотографий, многое можно узнать. За это собрание снимков, по моему убеждению уникальных, мы должны благодарить северодвинца Александра Шанина - знатока и ценителя старинных вещей – так определим его род занятий и увлеченности. Фотографии попали к нему волею исключительного случая, аж из вологодских весей и без какой-либо «сопроводиловки», а он, распознав в них присутствие Архангельска, морской и военной темы, благожелательно предложил и мне посмотреть этот семейный альбом…
АЛЬБОМ составляли десяток совершенно разрозненных желтых, даже бурых от времени, а еще более – от конторского клея страниц с потускневшими фото. К ним прилагались еще три или четыре пачки снимков, еще более деформированных и временем, и небрежным прикосновением рук. Из этого приобретения Александра удалось отобрать порядка 130 фотографий, чтобы затем практически каждую из них реставрировать.В моем определении «уникальные» нет преувеличения. Много ли мы знаем снимков Архангельска военной поры? Таковые лежат теперь в дальних запасниках музеев и архивов, множество раз опубликованные или задействованные в экспозициях. А главное, их наперечет, и понятно отчего – во время войны бытовали строжайшие ограничения на фотосъемку, даже для военных корреспондентов. Здесь же снимки гражданского обывателя жителя Соломбалы, имевшего в личном пользовании крайне редкую, к тому же и очень дорогую по тем временам вещь – фотоаппарат, причем пленочный. Из рассказов фронтовиков известно - всякого, кто появлялся с таким в лихолетье, подозревали ни больше ни меньше, а в шпионаже! Особенно в первые годы войны, когда дела батальные для нас складывались неважнецки. А здесь военный Архангельск, рейды, улицы, корабли, судозавод «Красная кузница», ремесленное училище, тыловой быт, несытое житье… Иными словами, есть немалый повод удивиться.Собрание Розенкнопса – так теперь значится оно по моей архивной легенде, условной, конечно. Авторство снимков, как и принадлежность «альбома», устанавливалась долго. Для этого множество раз раскладывался «пасьянс» из уцелевших фото, соотносились даты, оставленные на многих отпечатках, сопоставлялись портреты «действующих лиц» семейной истории. Теперь с большой вероятностью назову имя человека, кто оставил нам эти страницы неизвестного Архангельска, – Розенкнопс Христофор Иоганович.Кто он? Обрусевший немец? Или эстонец? Где он родился, чем жил, где странствовал? Эта его биография – отдельный вопрос для исследователя. Нам же известно, хотя и без 100-процентной уверенности, что Христофор Иоганович в конце 20-х или начале 30-х служил радистом на ледоколе «Красин», а потом оказался в Архангельске. Тут можно упомянуть о таком характерном выверте истории, когда немало моряков-прибалтийцев по тем или иным причинам оседали в Архангельске после революции и гражданской смуты. Кстати, на многих предвоенных фотографиях Розенкнопса запечатлено холмогорское село Кехта, его взрослые жители и детишки – это еще одна подсказка его биографам. В Великую Отечественную Розенкнопс – преподаватель ремесленного училища №2, практику вел на «Красной кузнице», жил в частном доме Соломбалы. Именно в это время Христофор Иоганович сделал большинство нашедшихся ныне фотографий.Для сегодняшней публикации мы отобрали пять из ста тридцати с умыслом - для сопоставления сохранили надписи на них, сделанные фиолетовыми чернилами.Вот, скажем, снимок 22 июля 1943 года – «Подсобное хозяйство судозавода». «Оттолкнитесь» от этой даты – два года и один месяц идет война, и она не так уж и далеко - немцы нет-нет да и бомбят лесозаводы и причалы Архангельска. А тут улыбающиеся, нарядные женщины…Иностранный транспорт на Северной Двине. На баке судна установлено артиллерийское орудие. От борта к берегу направляется шлюпка с гребцами. Розенкнопс бесстрашно фотографирует. Знал ли он, чем это может обернуться?Или вот снимок 30 августа 1944 года: Христофор Иоганович и ремесленники, точнее – ремесленницы, у грузовика. Продолговатый баллон за кабиной многим покажется странным. Еще бы! Этот автомобиль, понятное дело, не от хорошей жизни, работал на… дровах, а «баллон» являлся важнейшей частью его топливной системы.Обратите внимание не только на первый, но и другие планы фотографий – там есть любопытные детали. Вглядитесь в лица. Многих людей сегодня уже нет с нами, но они поведают о многом читателю, умеющему размышлять.
|
|