Корабельная сторона
Номер от 2 апреля 2008 г.

Бежала «дежурка» по рельсам железным
Стальной путь от Исакогорки считался главной магистралью

Просторечное название «дежурка» вошло в словесный обиход жителей нашего города от дежурного поезда, который ежедневно развозил путейцев по всем полустанкам и разъездам строящейся стальной дороги на Молотовск. Первые месяцы ее поезда состояли из нескольких крытых вагончиков, или даже открытых платформ, которые тащила за собой... моторная дрезина. Скорость движения составов не превышала и 10 километров…

ТРАССА считалась относительно короткой, но очень сложной, поскольку во многих местах проходила по заболоченной местности. Особенно трудно дался путейцам участок от Рикасихи до поселка Судострой.

Дорогу прокладывали из конечных пунктов во встречном направлении. 7 ноября 1936 года участки были состыкованы, а еще через две недели по трассе прошел первый пробный поезд из 4 вагонов.

Паровозы появились немного позднее, когда строителям удалось отсыпать и серьезно укрепить дорожное полотно. Сначала составы вели за собой легкие локомотивы серии «Ов», прозванные в народе «овечками», а уж за ними на ветку Северодвинск – Исакогорка выкатилась более серьезная техника и трудилась она много лет. Даже когда в середине 60-х Северная дорога перешла на дизельную, тепловозную тягу, паровые локомотивы продолжали усердно работать, и не только на маневровых работах по станции. К слову, поговаривают, что и сегодня в депо станции Исакогорка железнодорожники сохранили в исправном состоянии паровоз серии «Эр»…

Надежные и неприхотливые в эксплуатации «овечки», между прочим, еще очень долго работали в транспортной конторе северодвинской стройки. Шпалы и рельсы пролегали по некоторым улицам нынешнего центра города. В пульманах и на платформах железнодорожники подвозили материалы и конструкции ко многим новостройкам. Например, песок и щебень к растворному узлу, который располагался на месте нынешнего Дворца культуры Ленкома. Или же - кирпич каменщикам, кладущим стены универмага «Радуга».

Но все самое главное происходило, конечно же, на стальной ветке, ведущей к узловой станции Исакогорка, потому что до того момента, как Северодвинск и Архангельск связало автомобильное шоссе, главной грузовой и пассажирской магистралью была железная дорога. Ежедневно из Северодвинска в южном направлении уходило сразу несколько пассажирских поездов – три раза в сутки курсировала дежурка с полновесным составом из 8, а то и 10 вагонов, ежедневно отправлялся поезд в Москву, не пустовали вагоны и поезда до Ленинграда. А еще любой из старожилов вспомнит и знаменитые «грибные» поезда, и поезда «Здоровья» на станцию Лайскую…

Большинству приезжающих зримые очертания нашего города представали из вагонного окна. В полутора километрах к северу от станции Рикасиха лес обрывался и железнодорожное полотно, теперь чем-то напоминавшее дамбу, тянулось по огромному болоту, в конце которого уже маячили силуэты самых высоких построек завода и города. С каждой минутой их очертания становились все отчетливей. Потом в окнах плыли приземистые окраины с почерневшими складами, бараками и зарослями высоченного камыша. У входного светофора железный путь делился сразу на несколько веток, поезд притормаживал, и слева мелькали деревянные постройки пристанционных хранилищ, справа - кирпичные строения управления механизации и завода «Севдормаш». Наконец, с высоким скрежетом работали тормоза - и поезд финишировал у вокзального перрона.

Олег АНДРЕЕВ