Корабельная сторона
Номер от 2 апреля 2008 г.

Геноцид поморов. И тюленей тоже?
Вокруг беломорского зверобойного промысла бушуют страсти

К слову, в этом году из-за аномально теплой погоды зверобойка не состоялась. Тем не менее, в Архангельске вместе с защитниками прав животных даже побывали популярные личности российской эстрады.

ОНИ попытались привлечь внимание общественности и добиться запрещения, по терминологии защитников , «убийства бельков» на территории России. Среди прилетевших звезд были Лайма Вайкуле, Алена Свиридова, Артемий Троицкий и некоторые другие. Утверждалось, что вертолет для облета тюленьих лежек в восточной части Белого моря наняла Лайма Вайкуле…

Перечисленных тюленьих защитников встречали их противники - представители так называемой Беломорской общины поморов, которые почему-то претендуют на статус… народа. У отеля «Пур-Наволок» они растянули баннер «Исконные промыслы - жизнь поморов» и взяли в руки плакаты следующего содержания: «Спасите наших тюленей от нефтяников», «Тюлень и рыба - хлеб поморов», и даже – «Поморье – поморам» и «Прекратите геноцид поморов»...

Позднее в отеле «Пур-Наволок» была проведена пресс-конференция, на которой стороны спорили относительно запрещения промысла гренландского тюленя. Однако компромисса не достигли.

Сцены жестокого забоя беззащитных детенышей во льдах Белого моря действительно впечатляют и эпитета «живодерня» заслуживают. В этом массовом «избиении тюленьих младенцев» часть экологов, защитников прав животных и представители некоторых других общественных организаций обвиняют местных поморов, полагая, что такой промысел глубоко неэтичен и аморален, и от него надо отказаться, тем более что острой необходимости добывать белька нет. Как альтернативу этому кровавому занятию они предлагают освоить промысел водорослей в прибрежной части Белого моря, а также развитие системы экологического туризма.

Адвокаты поморов считают, что поморы уже многие столетия ведут щадящее природопользование, при котором через уменьшение поголовья тюленей увеличивают количество рыбы в море. Запрет на добычу бельков ликвидирует промысел, дающий средства к существованию сотням жителей поморских сел побережья Белого моря. Заменить зверобойный промысел экологическим туризмом в настоящее время нереально, так как для этого потребуются значительные капиталовложения и подготовка персонала, а таковых нет. С биологической точки зрения, говорят сторонники промысла, научно обоснованное «изъятие бельков» допустимо, поскольку беломорская популяция гренландского тюленя остается на стабильном уровне - реально добывается только треть от общего допустимого улова.

Описанный конфликт длится уже несколько лет, и, похоже, конца ему не видно.

Есть самые последние новости. На прошлой неделе в Мурманск вернулась экспедиция Полярного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Ученые обследовали акваторию Белого моря, где обычно размещаются лежки гренландского тюленя. Научный интерес подогревался тем обстоятельством, что нынешняя зима была аномально теплой - акватории, где щенятся тюлени, до февраля не могли затянуться даже тонкой корочкой льда. Такая ситуация не фиксировалась последние 150 лет. Тем не менее, по заключению участников экспедиции, большого снижения поголовья бельков не произошло.

Зато выяснилось другое - несколько крупных лежек тюленей по воле течений и ветров оказалось на судоходных трассах в горле Белого моря. Ученые утверждают, что специалисты архангельской гидрометеослужбы должны были проинформировать моряков об этом. Но этого не было сделано, и несколько судов «прошлись» по льдам, где лежали беспомощные животные. В итоге ластоногих малышей стало меньше. Напрашивается вопрос: если поморы баграми и крючьями бьют, а моряки форштевнями давят, куда же бедному тюленю деться? Кстати, что думают о такого рода «геноциде» сами тюлени, по известным причинам, по-прежнему неизвестно.

Ярослав ВОЗНЕСЕНСКИЙ