Корабельная сторона
Номер от 25 декабря 2007 г. Мы хотим вернуться в океан
|
|
В том числе и на траулерах, построенных северодвинскими корабелами
В Архангельске побывал председатель Госкомитета по рыболовству Андрей Крайний. Он посетил ряд предприятий, провел заседание совета директоров Архангельского тралового флота. На пресс-конференции с явным удовлетворением сообщил, что коллектив тралфлота, его менеджмент сделали то, что немногим удалось в России – предприятие выкрутилось из петли банкротства, сейчас встает на ноги, по итогам года будет получена прибыль в размере 93 миллионов рублей.Визит любопытен и тем, что новый министр рыбодобывающей отрасли появился в наших краях уже второй раз за последние два месяца. Напомним, в конце ноября Андрей Крайний приезжал на северодвинскую «Звездочку», где в ожидании покупателя давно простаивают построенные траулеры. Наш корреспондент встретился с ним в Архангельске.- Андрей Анатольевич, идут разговоры, что тралфлот будет приватизирован.- Архангельский траловый флот, действительно, включен в федеральную программу приватизации. Это решение принималось в марте 2007 года и исходило от некоторых лиц, заинтересованных прибрать успешное предприятие к рукам. Сейчас пытаемся приостановить этот процесс. Мы уже ушли от аукционов 90-х годов, когда государство за сущие копейки продавало госпредприятия, которые стоили миллионы долларов. Тогда такую политику еще как-то можно было оправдать: нужны были деньги на зарплаты бюджетникам, пенсии. Сегодня состояние федерального бюджета таково, что никакая цена, вырученная за архангельский траловый флот, не является для казны существенной.Стратегическое направление – создание госкорпорации. Когда капитализация будет солидной, тогда, возможно, и будет смысл продать, и то не контрольный пакет, а, скажем, 25-49 процентов акций инвесторам, причем российским, и выручить ту же сумму, которую сегодня дадут за все предприятие.- Раз государство намерено оставить за собой тралфлот, то, наверное, будет помогать развиваться?- Уже принято решение о передаче в госкорпорацию 27 судов с Дальнего Востока. В свое время они строились под гарантии правительства и были переданы промысловым компаниям, которые по сути дела держат их в Китае, страна не получает никакой отдачи. Часть траулеров способна вести пелагический лов - они заменят устаревшие суда тралфлота, часть поставим на марокканские «линейки».- Это значит, что архангельский флот пойдет в Атлантику?- Да, у нас есть намерение вернуться в Мировой океан. Сначала проведем научно-промысловую экспедицию, оценим запасы биомассы, по нашим сведениям, они составляют около семи миллионов тонн. Если ученые подтвердят, то снарядим промысловую экспедицию, костяк которой составят архангельские рыбаки. Тем более что есть на Севере капитаны, которые в свое время там работали.- Андрей Анатольевич, дальневосточные суда, которые предполагается передать, не первый год работают в море. Каковы перспективы пополнения новостроем, в частности, пригодятся ли тралфлоту суда, заложенные на стапелях северодвинской «Звездочки»?- Траулеры, о которых я говорил, достаточно свежие – построены 15 лет назад, но, конечно, надо приобретать новые. Это будет второй этап модернизации предприятия. Северодвинские траулеры, в принципе, нужны, и даже существует договоренность, что тралфлот их купит. Есть нюансы исполнения контракта – цена, сроки поставки, специалисты компании хотят дооборудовать его самостоятельно – эти вопросы будем утрясать.Но если говорить о серийном строительстве, то хотелось, чтобы заводы ВПК по-настоящему втянулись в рыночные отношения. Пока же они строят рыбацкие корабли, как подводные лодки – впихивают все расходы. То же содержание огромных корпусов непонятным бременем ложится на стоимость судна. Пусть выделят для гражданского флота отдельное производство, тогда можно говорить о серийном заказе, скажем, больших траулеров для работы в Мировом океане.- Специалисты, в том числе и «Звездочки», утверждают, что причина невостребованности российской судостроительной промышленности - порочная практика распределения квот и таможенные препоны.- Перекос в распределении квот есть. В 2008 году прошерстим компании, у которых давно уже нет флота, но есть ранее выделенные квоты, которыми они торгуют. Создалась прослойка квотных рантье, которым незачем ходить в море – про них говорят «рыбаки на диване». Тот же, кто ходит на промысел, должен не только себе заработать на хлеб, но и отбить деньги за купленные квоты. Это одна из причин браконьерства и дороговизны рыбной продукции.Ну и многочисленные перекупщики накручивают цену. Поэтому с 1 января 2009 года запускаем биржевую торговлю рыбой, электронная «сваха» позволит, независимо от расстояний, не прибегая к услугам перекупщиков, быстрее найти друг друга покупателю и продавцу. Вводится и такая норма: если компания два года подряд вылавливает меньше 50 процентов выделенных объемов, то квота отбирается и выставляется на закрытый аукцион для тех организаций, которые зарегистрированы на бассейне. Полагаем, что это положит начало процессу консолидации отрасли, более эффективные компании будут поглощать менее эффективные. У нас за годы, прошедшие после приватизации, вместо 15 больших рыбпромов образовалось 5700 компаний, которые так или иначе связаны с рыбой и ее переработкой. Конечно, это безумие. И еще одна новация: наделять квотами будем на 10 лет, а не на пять, как сейчас. Это даст возможность рыбакам лучше планировать свое развитие, в том числе строить новые суда.
|
|