Корабельная сторона
Номер от 6 ноября 2007 г.

Не пролетают мимо поезда
Cтанции Исакогорка исполнилось 110 лет

Между прочим, Исакогорка появилась почти день в день, но спустя 60 лет после того, как из Санкт-Петербурга в Царское Село впервые ушел первый русский поезд. Эту дату принято считать отправной в истории российских железных дорог.

Юбилярша Исакогорка обязана своим появлением экономическому буму, который наблюдался в стране чуть более века назад. России тогда требовались новые ресурсы и новые выходы в Мировой океан, и потому само продвижение индустрии и технического прогресса на север империи было делом объективным. Правда, до самого града Архангельского в буквальном смысле тогда железнодорожная ветка не дошла, остановившись на левом берегу Северной Двины. Там долго оставались ее станционные тупики, пока в 1967-м в эксплуатацию не был введен железнодорожный мост.

Вместе со станцией подрастал и близлежащий поселок - пригород Архангельска. И неудивительно, что иные его улицы носят специфические названия - Тяговая, Локомотивная, есть даже целый микрорайончик - Динамо, чье название берет начало вовсе не от любви к спортивному обществу…

Особую роль сыграла станция Исакогорка в двух мировых войнах, когда через нее интенсивно двигались эшелоны с военными грузами и поставками ленд-лиза. Надо ли говорить, что и в предшествующее, и в нынешнее время огромную долю товарного потока, идущего через станцию, составляют грузы архангельских морского и речного портов, продукция и поставки для верфей. Между прочим, нынешний узловой статус Исакогорка приобрела в 30-х годах в связи с началом строительства нашего Молотовска, когда стальную транспортную ветку к поселку судостроителей потянули во встречном направлении.

Со временем местное паровозное депо перешло с паровой тяги на дизельную, сейчас поговаривают уже о перспективе пришествия электровозов, но в депо Исакогорки бережно хранится в консервации паровоз серии Э - из тех, что много десятилетий были главными тягловыми и маневровыми лошадками железных дорог СССР.

Сегодня Исакогорка работает в круглосуточном режиме. Каждые 24 часа через нее в среднем проходит более 20 пар поездов - товарных и пассажирских, и каждый делает здесь остановку.

Олег АНДРЕЕВ