Корабельная сторона
Номер от 19 июня 2007 г.

Уж не погорячились ли мы?
После заявлений политиков приходит пора взглянуть на вещи трезво

А заявления, полные оптимизма, благих пожеланий и радужных планов, прозвучали в Мурманске, в минувшем мае, когда этот заполярный город-порт посетил президент России Владимир Путин. Напомним, здесь проходило заседание президиума Госсовета и Морской коллегии. На это время атомный ледокол «50 лет Победы», на борту которого заседали чиновники, стал как бы плавучей школой патриотизма - много там говорилось о грядущем возрождении России. Однако вскоре выяснилось, что реальное положение к скорым успехам не располагает.

Стабфонда не хватит

На сегодняшний день общий торговый флот России насчитывает порядка полутора тысяч судов. Их общий дедвейт - около 15 миллионов тонн. Однако более 60 процентов этого тоннажа используется под так называемыми «удобными» флагами, то есть под иностранными. Собственным морским флотом Россия обеспечивает лишь 4 (!) процента своих внешнеторговых морских перевозок. Не жалуют наши моряки и отечественные порты - за их дороговизну, а новые суда по-прежнему предпочитают заказывать за рубежом. То же Мурманское морское пароходство, которому, к слову, государство отдало в доверительное управление весь российский атомный ледокольный флот, в последние годы приобрело лишь одиннадцать судов, и в настоящее время ведет переговоры с отечественными верфями о приобретении еще двенадцати транспортов. Патриотизм патриотизмом, а кошки на душе у судовладельцев все же скребут. Так, первый заместитель генерального директора Мурманского пароходства Яков Антонов признал, что его компанию не вдохновляют ни цены, ни предполагаемое качество отечественных судов, ни сроки их постройки. За рубежом, оказывается, корабелы работают сноровистей, качественней и эффективнее. Поможет ли делу решение о создании Объединенной судостроительной корпорации, о которой столько уже сказано, это еще неизвестно.

Отдельные оптимисты бросились было уповать на финансовые вливания из Стабилизационного фонда, которым так гордится наше правительство, но вскоре сам Сергей Иванов осадил чересчур наивных - «Все будет делаться по плану, без излишеств. Стабфонд у нас не резиновый...»

Между тем, средний возраст морского флота России перевалил за четверть века, и если строительство новых судов будет идти такими же темпами, как в случае с тем же ледоколом «50 лет Победы», то за один президентский срок задачу омоложения флота точно не решить. А вот естественная убыль стареющего флота идет интенсивно: за пятнадцать лет флот пароходств страны сократился почти в пять раз. Например, от Дальневосточного морского пароходства осталась только треть, а Балтийское и вовсе исчезло как предприятие.

Теперь выясняется, безудержный оптимизм на совещании в Мурманске излучал разве что глава Росэнергоатома Сергей Кириенко, предложивший делать на атомном ходу не только подводные крейсеры и ледоколы, но и... плавбазы и даже танкеры. По его словам, атомная отрасль готова обеспечить чуть ли не массовый выпуск ядерных энергетических установок для транспортного флота. Впрочем, успеха это сомнительное предложение не имело.

Тарифы и цены кусачие

Морской флот Советского Союза был практически вне конкуренции, на равных шел с флотами США и Японии. Сегодня Россия по объему внешней торговли морем входит в десятку ведущих морских государств мира. Но ситуация очень зыбкая. Например, на Балтике главные наши соперники - Польша, Финляндия и даже Болгария, которой стало тесно в своем теплом Черном море. И дело не только в том, что российские конкуренты оказались мобильнее и работают быстро и качественно, они еще и проводят разумную тарифную политику.

Подтверждение тому недавний скандал, когда российский богатей «Норильский никель» отказался от услуг Мурманского морского пароходства по ледовой проводке судов и заявил о начале корпоративной программы строительства собственного флота. Причина - слишком высокие тарифы монополистов мурманчан.

С портовыми тарифами ситуация схожая. Вот эстонцы не так давно заявили о намерении превратить свой Силламяэ в порт международного значения. Россияне тогда в ответ саркастически улыбались - все были уверены, что наш порт в Усть-Луге всех «задавит». Однако вышло наоборот. Это признал и первый вице-премьер Сергей Иванов, сказав, что «эстонцы, безусловно, выиграли первый раунд», потому что у них практически все налоги и сборы, включая НДС, сведены к нулю. У нас же цены кусаются, а потому в Усть-Лугу идут неохотно.

Фальшивые песни Гайдара

Санкт-Петербург образно называют морским окном в Европу, а Мурманск - не только воротами в Арктику, но и во весь мир. Потому что много лет уже существует амбициозный проект проложить транспортный коридор из Европы в Северную Америку и страны Азиатско-Тихоокеанского региона именно через Мурманск. Если направить грузы по Севморпути, в этом случае расстояние сократится на четыре с половиной тысячи километров, чем при следовании их через Суэцкий канал. Но ясно и другое - пока мы не наведем порядок в морском и портовом хозяйстве, никто из западных партнеров не станет рассматривать предложение России всерьез.

Экономика России сегодня расплачивается миллиардными потерями за то, что много лет сверху насаждалось мнение небезызвестного г-на Егора Гайдара, будто за полярным кругом нам, россиянам, делать нечего. А под его фальшивые экономические доводы другой новоявленный господин - Борис Ельцин, между прочим, ликвидировал не только северный рубеж ПВО страны, а и саму трассу Севморпути оставил без должного навигационного отношения. Когда же российский Севморпуть все же открыли для мирового флота, тут же проявился интерес. Нетрудно догадаться чей - американский. США заявили о том, что готовы работать в нашей Арктике. Единственная преграда для них - доводы всемирно известной страховой компании Ллойд, которая отказывается страховать грузы и суда, идущие через российские арктические воды.

Возвращение России в Арктику сегодня основано главным образом на заинтересованности газовщиков и нефтяников: к 2015 году, как подсчитали, объем перевозок углеводородов из арктического шельфа может достичь 40 миллионов тонн. Есть о чем задуматься. И не только - есть и повод «экономистов» «гайдаровской школы» послать куда подальше. Жаль только бездарно потерянных Россией возможностей. Жаль и того, что в стране повальной чиновничьей безответственности с Егора Тимуровича никто не спросил, и скорее всего, не спросит.

Олег АНДРЕЕВ