Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Пятница, 29 марта 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 12 февраля 2007 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 12 февраля 2007 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Свободу осознали. Займемся экономикой

Версия для печатиОтправить статью другу
Будущее за европейской моделью отношений между работодателями и профсоюзами

Сергей Прокофьевич Максименко - исполнительный секретарь Межрегионального профсоюза корабелов (МПРС). Способный организатор, энергичный руководитель, умеет живо откликаться на новое, мыслить с перспективой и точно формулировать мысли. Таково мое личное впечатление от встречи с ним, которая изначально планировалась часа на два-три, но по ходу общения выстроилась на весь рабочий день. При этом совершенно небесполезно, поскольку помимо тех суждений, которые звучат в этом интервью, я узнал и о множестве других моментов, важных для понимания того, что происходит сегодня в балтийском судостроении, среди его тружеников, в рядах его профсоюза.

Мы провели в кабинете Максименко от силы часа полтора, а все остальное время это было, скажем так, интервью на колесах. Сергей Прокофьевич одновременно со мной решал срочные дела, и автомашина перемещала нас в разные районы Петербурга.

- СЕРГЕЙ Прокофьевич, пусть первый вопрос не покажется вам странным - он больше обывательский, но в Северодвинске ходят слухи о баснословных заработках питерских судостроителей.

- На всех наших предприятиях и в организациях зарплата разная и находится в зависимости от наличия и сложности заказов. Впрочем, как и у вас. Посмотрим среднюю за III квартал прошлого года. Выше всех она на «Северной верфи» - 20 тысяч 294 рубля, а в среднем по верфям - 14 858 рублей. По машиностроительным заводам средняя - 13 244 рубля, по НИИ и КБ - 18 838 рублей. А в целом по организациям нашего профсоюза - 15 647 рублей. Я бы не назвал эти суммы баснословными.

- А сколько тружеников объединились сегодня под новым флагом профсоюза? Как в Питере расценили его выход из прежней структуры?

- Численность питерской части нашего Межрегионального профсоюза - порядка 20 тысяч человек. Семьдесят процентов от численности рабочих госпредприятий состоят у нас в МПРС, здесь же и работники проектно-конструкторских организаций. Не скрою, не все питерские корабелы решились на известный разрыв с Российским профсоюзом судостроения (РПС), но это их право.

Собственно, уникальности в том, что северодвинцы и часть питерцев решили выйти из РПС, я не вижу. На мой взгляд, здесь можно говорить только об особенности. Разделение профсоюзов и образование новых случалось и в советское время. Достаточно вспомнить 1966 год, когда на базе профсоюза машиностроителей образовались несколько новых. Но это, назовем так, было деление и образование «сверху» - через кулуары ВЦСПС. У нас иная история, и в этом особенность - необходимость создания собственного Межрегионального профсоюза не просто назрела, она была осознана «снизу», самими людьми. В этом смысле очень важно, что председатели профкомов перешагнули традиционный психологический барьер, когда все делалось по команде, а то и по окрику руководства. Люди сами сломали предубеждения, поняли - им думать, им решать - и сделали свой выбор.

- Я бы назвал этот момент осознанием свободы.

- Наш «развод» с РПС не был легким. Так вот, во время одного из судебных разбирательств, в зале прозвучала реплика возмущения с места: «Профсоюз - не тюрьма народов!» К слову, суд с такой постановкой согласился, и тот процесс, как и другие, мы выиграли.

- Сергей Прокофьевич, процесс размежевания окончен. Как бы вы определили самую главную и злободневную цель?

- Создать систему переговорных отношений между работодателями, причем разного уровня, и профсоюзами. Поясню, почему это так важно. Сегодня есть закон о Союзе промышленников и работодателей, он принят, но не реализован в полной мере. Больше того, иногда не работает вообще. Мы же, профсоюзы, заинтересованы, чтобы его положения концентрированно отражались в коллективных договорах. А сегодня мы, в условиях фактически новой экономики, мы имеем очень гибкое производство, маневренные кадровые ресурсы. Как пример: не секрет, что северодвинцы, в отсутствие заказов у себя, бригадами едут на заработки к нам, в Питер, а питерцы, такое случается тоже, ищут более выгодную работу на иной стороне. И в разных местах, где эта работа находится, мы видим разные взаимоотношения работодателя и человека наемного труда. Вот их-то и нужно урегулировать строго на правовой базе. То же самое можно сказать и о самих заводах, где разные уровни зарплаты, разный подход к квалификации, разные условия и так далее. И здесь нужно все привести к единому знаменателю.

Работа идет, у нас уже состоялось пять заседаний по подготовке соглашения между Ассоциацией работодателей судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области и профсоюзами. Мы близки к подписанию этого документа.

Если откровенно, ничего нового мы здесь не изобретаем - речь идет о классической европейской модели взаимоотношений между работодателями и профсоюзами.

- Вы убеждены - экономика выходит на первый план в деятельности профсоюзов...

- Так и есть. В своей работе мы должны идти от экономических показателей, от эффективности производства. Какую долю составляет зарплата в себестоимости? Почему у одних она 15 процентов, а у других - 30? К примеру, в промышленно развитых странах она доходит до 60. Какая выработка на одного человека? Какова производительность труда? А отсюда уже другие вопросы, и в том числе по нормированию труда. Или вот сравнения: как, например, работают управленцы, менеджмент? А уж потом делать выводы, правомерно ли нам что-то требовать.

Хорошие, полезные уроки экономики дали нам в свое время на Выборгском судостроительном заводе. Было время, когда 75 процентов его акций были у норвежцев. Директор тоже был иностранец - финн. И вот, когда возникали вопросы, он раскладывал перед нами, перед профкомом завода все документы по экономике и разъяснял: если удовлетворить такие-то ваши требования, может произойти то-то, а этот ваш шаг приведет к тому-то. Разъяснял, и доказательно. Иными словами, главный урок, который мы усвоили: у эффективно работающего предприятия должны работать все звенья экономики.

- Сейчас повсеместно обсуждается вопрос создания холдингов в российском судострое. Вы идею поддерживаете?

- Более чем. Задача ставится - оптимизировать производства и свести к минимуму затраты. Холдинги и в самом деле позволяют сделать это. Нам всем нужно думать об эффективной экономике.

- Еще одно веяние времени - акционирование. Не скрою, в Северодвинске на главных верфях идеи акционирования воспринимаются настороженно.

- Слово «акционер» меня не пугает. Сегодня 50 процентов питерских предприятий - АО, и среди них есть образцовые предприятия. Акционирование - это веяние времени, поскольку практика управления в АО позволяет принимать гибкие экономические решения. Это сегодня очень важно.

Другое дело, какой собственник, насколько он эффективен. В 1991-м нашу «Северную верфь» купили немцы - пакет акций был у них. Они разорились. На верфь было жутко смотреть - в эллингах двухметровый лед, в окнах стекол целых не найти, на территории - запустение, бродячие собаки... Ну, блокада, сорок первый год - иначе не скажешь! Другой пример - ОАО «Выборгский судостроительный завод». Сейчас его пакет акций (75,6 процента) наши предприниматели выкупили у норвежцев. Предприятие строит суда, платформы, выпускает оборудование. В работе 6 заказов, еще 12 в проработке. Численность коллектива - 1600 человек. Только за последние месяцы зарплата низкооплачиваемых работников выросла на 15 процентов, и в среднем люди получают более 13 тысяч. Кстати, профсоюзная организация на заводе, которая входит в наш МПРС, одна из лучших в отрасли. В конце прошлого года на завод пришел новый директор. Он настроен на взаимодействие с профсоюзами и не сомневается, что новый колдоговор будет разработан и подписан на основе социального партнерства. Отчего же не порадоваться за такого собственника?

- А если вести речь об АО и о строительстве военных кораблей?..

- Оборонные предприятия, на мой взгляд, могут быть акционерными обществами, но со 100-процентным пакетом акций у государства. Никаких блокирующих и прочих пакетов, только все 100! Хотя, объективности ради, скажу: есть у нас АО «Алмаз» - стопроцентно частное предприятие, но ведь исправно строит военные корабли - те же пограничные катера.

- Основные задачи профсоюзов как-то меняются в связи с новыми формами экономической деятельности?

- Формально нет. Что государственное предприятие, что АО, главные требования наши остаются те же: чтобы положение человека труда не ухудшилось, чтобы зарплата его не стала меньше, чтобы работали единые коллективные договоры... Конечно, профсоюз всегда имеет право поинтересоваться, оценить, проверить, в конце концов, спросить в рамках законодательства. Но не устанавливать новые правила в экономике. Их уже приняли.

- Сергей Прокофьевич, мы с вами говорили о создании отлаженной системы взаимодействия между работодателем и человеком наемного труда. Масштаб этого соглашения - отдельно взятая отрасль региона?

- Такое соглашение, на мой взгляд, может быть в скором времени заключено в масштабах Северо-Западного федерального округа и при участии всех профсоюзов. В Санкт-Петербурге уже подписано трехстороннее соглашение. Правда, оно пока декларативно, и его нужно наполнять конкретными положениями.

А в перспективе такое взаимодействие между Союзом промышленников и предпринимателей с одной стороны и профсоюзами с другой может стать примером и для других регионов страны, для всей России с ее очень мобильными трудовыми ресурсами. Четкая правовая и обязательная для всех система взаимоотношений - начинать, я уверен, нужно с этого. По крайней мере, нам, судостроителям.

К слову, и ваша «Корабельная сторона» могла бы стать одним из связующих звеньев в этом деле - вас внимательно читают...

- Признавая вашу идею интересной, поблагодарю за такое доверие к нашей газете.

- А вам спасибо за интервью.

Беседовал Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Культура   Чем художник Репин помогал флоту  |
Происшествия   Злая вода  |
Экономика   Свободу осознали. Займемся экономикой  |
Политика   До Путина не дозвонились  |
Северодвинск   Из Москвы гость - московский  |  Перекуем мечи на орала?  |  Ингред перешла границу  |  Стражи истории увидели XXI век  |  Завод едет в Аалезунд  |  В несколько строк  |
Россия   Прощай, Whisky!  |  Что то будет по весне?!  |  У всех на устах  |  От Яранцева отступились  |  Погасла «Красная кузница»  |  Дождались морозов  |  Атом под контролем  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Февраль 2007
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28        
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com