Корабельная сторона
Номер от 1 августа 2006 г.

Виртуоз судоподъема
Его называли авантюристом. А он рисковал - и не ошибался

«Судьба играет человеком, а человек играет на трубе» - эту фразу можно приложить к жизни старшего мичмана в отставке Вяче-слава Галасюка. До призыва на флот он играл в духовом оркестре на трубе, а когда начал служить, оказалось, нашел свое дело.

НА флот парня призвали из Кировоградской области в 1964 году. В учебном отряде в Севастополе получил специальность водолаза-глубоководника. Был направлен в Архангельск. На только что пришедшем из Ленинграда спасательном судне подводных лодок ССПЛ «Хибины» Вячеслав был старшиной команды, получил звание мичмана. В 1977-м его назначили командиром на водолазное судно ВМ-7.

А через год он руководил первым в своей жизни судоподъемом. Все было буднично. Замкомдива по спасательным работам капитан III ранга Юрий Васенин сказал: «Вячеслав Георгиевич, осмотри рыболовецкий траулер: можно ли его поднять?» РТ «Челябинск» лежал в опасной близости к фарватеру, по которому суда шли к Беломорско-Балтийскому каналу. Галасюк одним осмотром не ограничился. Понадобилось две недели, чтобы подготовить судно, а через месяц поднять его. Появилась уверенность в своих силах… И чувство азарта. По ощущениям Вячеслава Галасюка, судоподъем в чем-то сродни разгадыванию головоломки.

Новоиспеченный руководитель работ всему учился сам. Помогало молодому специалисту в этом непростом деле хорошее знание школьных курсов физики и математики да изданный вскоре после Второй мировой войны Справочник специалиста аварийно-спасательной службы - до сих пор лучшая, по его мнению, отечественная книга по судоподъему.

Был у Вячеслава Георгиевича и антагонист - инженер по спасательным работам. Тот приводил расчеты, по которым способом, который предлагал Галасюк, судно нипочем не поднять. «На кой мне ваши интегралы?» - говорил Вячеслав Георгиевич, все делал по-своему - и раз за разом успешно. Почему? Галасюк отвечает: дело в мотивации. Его кредо: все, что утоплено, поднять можно. Вопрос в том, как это сделать дешевле, быстрее, с минимальными усилиями - в общем, виртуозно. А кто-то, приступая к расчетам, прежде всего, искал причины, по которым подъем будет невозможен…

Может показаться, что Галасюк выполнял задачи, скажем так, особо не утруждаясь. Да, с большой глубины ему поднимать суда не доводилось, и обеспечение раньше было лучше, широко использовался труд матросов по призыву. Но в том, что он действительно талантлив и опытен, не раз могли убедиться его коллеги. Как-то один из них тоже вызвался поднять корабль - полузатопленный сторожевик СКР-47. Вроде все сделал правильно, по технологии. Корабль должен всплыть, но что-то ему мешает… Делать нечего, надо идти к Галасюку. Тот через полчаса выяснил: не закрыт один из бомбосбрасывателей, через который в корпус поступала вода.

А подъем плавкрана, что затонул на турдеевской лесобирже? Узнав обстоятельства происшествия и характер повреждений, Вячеслав Георгиевич начал готовить кран к подъему. Когда, на его взгляд, работы подходили к концу, послал заместителя, старшего мичмана Николая Максаева: иди, дескать, на судорезку, пусть подготовятся - через два часа приведем кран. Максаев внутренне был до конца не уверен в успехе предприятия, но поручение выполнил. Краснея и запинаясь, начал обиняками говорить директору: мол, может быть, вскоре приведем плав-кран. А тот: «Да я и сам вижу, вон он идет!»

Иные корабли просто сдергивали с мели с помощью буксира, в других случаях операцию начинали с выкорчевывания деревьев на палубе - как на плавбазе «Иртыш». С ней вообще возились две навигации: требовалось очистить корпус и внутренние помещения от ила. С особой теплотой Вячеслав Георгиевич вспоминает водолазов Виктора Лобковского, Сергея Семенова, Владимира Малаховского, которые в тяжелейших условиях грамотно выполняли свою работу.

Всего с 1978-го по начало 90-х команда нашего героя подняла более 40 судов. Специалист первого класса Вячеслав Галасюк недаром награжден медалью «За боевые заслуги»…

Вячеслав Георгиевич долго оставался верен и другой своей страсти - музыке. Вокально-инструментальный ансамбль «Норд», в котором он играл, несколько лет назад даже становился лауреатом конкурса «Беломорские звезды». Сейчас Галасюк работает боцманом на пожарном катере. Но и о судоподъеме не забыл. В службе поисковых и аварийно-спасательных работ БелВМБ и сейчас прислушиваются к его мнению.

Роман КРЫМОВ