Корабельная сторона
Номер от 10 апреля 2006 г.

Две «Акулы» русского флота
У самой большой в мире подлодки была тезка. ПО странному заблуждению, даже некоторые причастные к подплаву люди упорно называют «Акулами» самые большие подлодки в мире. Эти уникальные корабли в свое время построили в Северодвинске. Но «Акула» - это скорее их прозвище, ведь по отечественной классификации корабль имеет просто проектный номер 941, а по классификации Jane, принятой во всем мире, он именуется «Typhoon». Но это к слову...

Мы же расскажем о другой русской подлодке «Акула». Это ее запечатлел фотограф на снимке, который мы предлагаем вашему вниманию сегодня. Если быть точным, «Акулу», построенную на Балтийском заводе Петербурга по проекту морского инженера И.Г. Бубнова, спустили на воду 22 августа 1909 года. Церемонию почтил присутствием сам государь. Там же, как сказано в хрониках, присутствовали «допущенные лица разных сословий». Правда, в состав русских подводных сил подлодка вошла гораздо позже, в сентябре 1911-го: «Акуле» фатально не везло при достройке и на испытаниях, за что ее даже прозвали «многострадальной». Командовал ею многоопытный командир Сергей Власьев.

Меж тем подводный корабль был построен в единственном числе, и в нем было то, что отличало его от всех. По заключению экспертов, именно «Акула» завершила процесс окончательного формирования так называемого русского типа подлодки. Все последующие наши подводные корабли брали от нее основное, отличаясь лишь размерами.

Но верно, висел над первой «Акулой» недобрый рок - жизнь этой лодки оказалась недолгой. Осенью 1915 года, когда уже шла война с Германией, она пропала без вести в районе Либавы. Это была первая серьезная потеря русского подплава Балтийского моря в Первой мировой войне. Последний раз русскую лодку видели 15 ноября у острова Эзель. Есть предположения, что она погибла в результате аварии - перевернулась или затонула в шторм. Однако имеется и другая версия: «Акула» подорвалась на вражеской мине. При этом погибло 33 моряка.

Факт гибели лодки и экипажа признали не сразу. В связи с этим примечательно, что еще три месяца командир дивизиона, в котором числилась «Акула», распоряжался выплачивать офицерам подлодки причитающееся им жалованье. И только когда иссякла последняя надежда увидеть подводников «Акулы» живыми, полученные на них деньги вернули в казначейство.

Олег ХИМАНЫЧ