Корабельная сторона
Номер от 3 апреля 2006 г.

Наполовину подводная лодка
Полуподводная лодка - крайне редкий тип кораблей. За всю историю кораблестроения всего их в мире было построено несколько десятков. И одна из них появилась в России благодаря лейтенанту С.А. Яновичу...

По сути, такой корабль представлял собой подобие миниатюрной подводной лодки, целью которой было незаметно подобраться к цели и поразить ее минным оружием. При этом корпус лодки находился практически под водой, а на поверхности оставались очень небольшой рубочный люк и шахта для забора воздуха. В крайнем случае, при необходимости уйти от преследования, лодка могла ненадолго погрузиться. В этом случае ее бензиновый двигатель работал на внутриотсечном воздухе и создавал опасное для экипажа разрежение в самой лодке.

О Сергее Александровиче Яновиче нам известно очень немного: родился в 1877-м, в 1902-м преподавал на офицерских классах предмет «Орудия и артиллерийские припасы», проявил инициативу и, видно, умел отстаивать свои идеи, если его поддержал даже такой скептик подплава, как вице-адмирал З.П. Рожественский, а комиссия при Особом комитете по усилению флота на добровольные пожертвования рассмотрела проект Яновича и выделила не только 11 тысяч рублей, но и корпус одной из подлодок системы Джевецкого для переоборудования в опытный образец. На питерском заводе Лесснера Яновичу отвели участок и отрядили в помощь двух машинистов...

Эти два снимка из собрания архангелогородца Геннадия Фролова были сделаны именно в тот период. На одном из них мы находим тех самых машинистов, как именовали в ту пору монтажников, а на другом - самого Яновича у строящегося корпуса своего оригинального детища. Поражает не только миниатюрность лодки, но и технология ее сборки: можно сказать, «штучный товар» - ручная работа.

В июне 1904 года на испытаниях лодка демонстрировала погружение на глубину до 8 метров, оставаясь под водой 3-4 минуты, успела пройти 4-5 кабельтовых. Комиссия во главе с заведующим опытовым бассейном А.Н. Крыловым отметила, что «поворотливость удовлетворительная, выпуск газов почти бесшумен»...

В конце марта 1905 года полуподводную лодку, на которой Янович стал командиром экипажа из трех добровольцев, зачислили во флот как миноносец, а название дали «Кета» (в иных источниках указывается «Кэта»). Лодке предстояло взаимодействовать с береговыми батареями и защищать ближние подступы к Николаевску-на-Амуре. В боях она не участвовала, но однажды в мелководном Амурском заливе пыталась выйти в атаку на японские миноносцы, но тут же... села на мель.

В более поздний период идея создания полуподводных лодок не получила распространения.

Олег ХИМАНЫЧ