Корабельная сторона
Номер от 20 декабря 2005 г.

Из «искры» возродится... танкер
На стапелях Севмаша корабелы заложили первое судно-химовоз

Наряду с прочим, в цеху обращает на себя внимание плакат: «Строительство танкеров - важнейшая задача предприятия». И, наверное, это действительно так. По всем признакам новый проект Севмаша относится к числу долгосрочных и перспективных.

ТАНКЕРЫ предстоит построить для норвежской компании «Odfjell ASA» по проекту, разработанному норвежской же компанией «Kleven Design AS» - специально для данной серии судов, как сообщили присутствовавшие на церемонии закладки представители заказчика, и с учетом последних специальных достижений. Все работы будут вестись под наблюдением норвежского морского регистра. Особенно стоит отметить, что Севмаш не ограничится лишь формированием корпуса, а выполнит весь комплекс строительных работ - сдаст заказчику полнокомплектные суда.

В корпусных цехах предприятия ведется работа над секциями головного судна. Его сдача намечена на 2007 год. Основные параметры танкера-химовоза проекта Р-668: длина - 186 м, ширина максимальная - 32,2 м, высота борта - 18 м, осадка - 12,20 м, дедвейт - 45000 тонн, общая вместимость танков - до 52750 кубометров. Стоимость этого танкера, по уточненным данным, - 41,5 миллиона долларов. Контракт, подписанный Севмашем и «Odfjell ASA» в ноябре прошлого года, предусматривает строительство восьми таких судов с опционом еще на четыре. Почетный гость и участник церемонии - председатель правления норвежской компании Бьерн Даниэль Одфьелль дал понять, что вопрос о дополнительном заказе, по сути, решен.

Г-н Одфьелль был в тот день главным героем торжества. Присутствовавшие внимательно следили и за тем, как норвежец, сняв каску, прочувствованно пел гимн своей страны в начале церемонии, и за тем, какие выражения и образы он выбирал, говоря о событии дня. По словам г-на Одфьелля, при выборе исполнителя заказа было существенно не только признанное высокое качество продукции Севмаша, но и то, что две наши страны являются соседями. Закладку нового судна он сравнил с рождением ребенка, а более чем двухлетние переговоры перед заключением контракта с Севмашем объяснил тем, что отношения деловых партнеров подобны отношениям мужчины и женщины: чтобы все сложилось удачно, между ними должна «проскочить искра»...

Будем надеяться, что из «искры» возгорится пламя долговременного, тесного и плодотворного сотрудничества. Тем более что перед нами, как подчеркивают в пресс-службе северодвинской верфи, один из крупнейших инвестиционных проектов региона и важная веха межправительственных отношений двух стран - первый столь масштабный контракт между норвежскими судоходными компаниями и российскими партнерами. Как подчерк-нул генеральный директор Севмаша Владимир Пастухов, ни одна российская верфь сегодня не имеет такого контракта.

Вместе с тем несомненно, что наше предприятие движется в русле общероссийских и, более того, общемировых тенденций - и движется удачно, используя благоприятную конъюнктуру. Так, несколько недель назад агентство «Росбизнесконсалтинг» сообщило со ссылкой на авторитетных экспертов, что стоимость танкеров на международном рынке в последнее время стабильно растет - на некоторые классы более чем в полтора раза за последние два года. Объем заказов на строительство новых танкеров достиг исторического максимума - инвестиции в 2004 году составили 20,5 миллиарда долларов. Аналитики полагают, что цены резко выросли в прошлом году главным образом в связи с возросшей потребностью в тоннаже и дефицитом мощностей на верфях. Практически полностью загружены судостроительные заводы Южной Кореи и Хорватии, Японии и Украины, где танкеры аналогичного дедвейта осваивал Черноморский завод в Николаеве. Российские верфи также реализуют заказы на танкеры, в том числе и для норвежских партнеров. Так, «Объединенные машиностроительные заводы» строили химовозы дедвейтом 8200 тонн и стоимостью по 12,4 миллиона долларов для компании «Neva river tankers AS», а ОАО «Волгоградский судостроительный завод» - продуктовозы дедвейтом около 8 тысяч тонн и стоимостью 8,5 млн долларов для фирмы «Kokoda Product Carriers»...

Однако по масштабу контракта северодвинские корабелы действительно оказались впереди других. Судя по доступной информации о стоимости заказов на верфях России и мира, не оправдались и опасения пессимистов относительно того, что Севмаш может «продешевить» (стоимость сопоставимого по дедвейту «Тучкова моста», построенного на «Адмиралтейских верфях», - около 27 миллионов)... Словом, авторы лозунга в «полсотом» цехе правы: Севмаш начал реализацию одной из многообещающих программ.

Алексей ЯНИН