Корабельная сторона
Номер от 14 февраля 2005 г.

У адмиралов открылись глаза
К 2020 году в боевом составе флота может остаться не более полусотни кораблей

Разумеется, с такими силами Россия не сможет решать задачи по обеспечению национальной безопасности даже в прибрежной морской зоне, сообщила газета «Коммерсант».

ЭТОТ НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЙ прогноз был «извлечен» журналистами во время ежегодного оперативно-мобилизационного сбора высшего командного состава всех флотов. В этом году он проходил в Санкт-Петербурге под руководством главкома ВМФ адмирала Владимира Куроедова.

При нынешнем техническом состоянии боевого состава ВМФ, его слабом обновлении и недостаточных объемах ремонта, сохранить действующую группировку надводных кораблей представляется возможным только до 2015 года, а начиная с 2010 года российский ВМФ ожидает массовый вывод из эксплуатации боевых кораблей постройки 70-80-х годов.

Например, Россия лишится всех плавучих баз подлодок, что ограничит возможности боевого применения подводных сил. Кроме того, у России не останется десантных кораблей, кораблей разведки и гидрографических судов В советское время они в основном строились в ГДР и Польше, сегодня таких заказов наш судострой не имеет. В результате к 2020 году в боевом составе ВМФ может остаться не более полусотни кораблей.

К слову, в текущем году на вооружение нашего ВМФ не поступит ни одного корабля, хотя ранее Минобороны заявляло о пополнении ВМФ в 2005 году двумя атомными подлодками нового поколения - «Юрий Долгорукий» и «Дмитрий Донской». Однако адмирал Куроедов на сборе заявил, что в 2005 году планируется лишь начать их испытания.

Кроме того, в 2005 году должно быть завершено строительство первого корвета, продолжится строительство атомных подлодок проектов 955 и 855 в Северодвинске, учебного корабля «Новик» и десантного корабля «Иван Грен» на калининградском судостроительном заводе «Янтарь», корабля разведки и управления на «Северной верфи» Санкт-Петербурга. Там же планируется осуществить закладку первого фрегата дальней морской зоны. Однако такими темпами решить задачу обновления ВМФ будет невозможно, комментирует эти сведения «Коммерсант».

Исправить сложившееся положение, по мнению главкома, может лишь принятие обеспеченной финансированием комплексной программы развития ВМФ, которую могла бы выполнить своими силами российская судостроительная промышленность. Но, как признал главком Куроедов, сегодня состояние нашей промышленности не позволяет «строить большими темпами».

Удивительное дело, совсем недавно наш адмиралитет был щедр на совершенно иные - оптимистичные - заявления, и нынешний его прогноз заставляет усомниться: владеют ли объективной информацией о состоянии наших ВМС наши флотоводцы?

Олег АНДРЕЕВ (По материалам СМИ)