Корабельная сторона
Номер от 16 сентября 2003 г.

ВМФ новой Эпохи

Каким должен стать флот России в наступившем столетии

«Корабельная сторона» в №33 и 35 этого года рассказывала о перспективах флота, высказанных аналитиками ЦНИИ имени академика Крылова. В сегодняшней публикации речь пойдет о надводных кораблях.

АНАЛИТИКИ отмечают, что задачи, возложенные на военно-морские силы, обуславливают номенклатуру боевых надводных кораблей морских сил общего назначения в составе авианосного корабля, многоцелевого корабля океанской зоны для охранения авианосцев и самостоятельных действий (эсминец), универсального корабля морской зоны (фрегат), корабля ближней зоны (корвет) и противоминного корабля.

Типы кораблей

Авианосец обеспечивает господство в воздухе при ведении длительных боевых действий, организацию, управление и боевую устойчивость группировки разнородных сил в зоне конфликта. Из-за своей уникальности и дороговизны корабли этого типа будут по-прежнему создаваться в крайне ограниченном числе стран. Этот наиболее консервативный тип надводного корабля будет развиваться в традиционном направлении.

В то же время, как известно, на Западе ведутся разработки перспективных авианосцев. Они должны стать еще большими по размерам, к тому же иметь взлетно-посадочные палубы по обоим бортам, а башня управления, таким образом, оказывается в центре. Увеличение взлетно-посадочных полос сделает авианосец еще более эффективным средством ведения боевых действий, способным одновременно выполнять различные задачи.

Многоцелевой корабль океанской зоны, соединяющий в себе функции эскадренного миноносца, большого противолодочного корабля и ракетно-артиллерийского корабля, - эсминец - будет иметь водоизмещение до 10 тысяч тонн, скорость хода 28-30 узлов, дальность плавания 16-17-узловым ходом - до 10 тысяч миль. Тип главной энергетической установки - газотурбинный, с полным электродвижением.

На эсминце будет размещен комплекс ракетного оружия с универсальными пусковыми установками вертикального старта для стрельбы высокоточными ракетами по точечным наземным целям, ракетами для поражения надводных и подводных целей, зенитными ракетами большой, средней и малой дальности и универсальная артиллерийская установка с высокоточными управляемыми снарядами для стрельбы по береговым и морским целям. На корабле будет размещено до двух вертолетов.

Универсальный корабль морской зоны - фрегат - будет иметь водоизмещение около 5 тысяч тонн. Уже в настоящее время имеются все предпосылки к тому, чтобы состав его вооружения был бы полностью идентичен вооружению эсминца, а все отличие состояло бы в количестве принимаемого боезапаса. Вместе с тем этот корабль благодаря своему небольшому (по сравнению с эсминцем) водоизмещению будет существенно дешевле в строительстве. Для большинства стран фрегат будет основным кораблем ВМС.

Замыкает типовой ряд боевых надводных кораблей корвет водоизмещением до 2 тысяч тонн. Он предназначен для небольших операций в ближней зоне и для выполнения функции корабля береговой охраны.

Большое значение придается противоминному кораблю, имеющему в своем составе самоходный комплекс по обнаружению и уничтожению мин впереди по курсу корабля.

Следует заметить, что в кораблестроении ведущих морских держав все большее значение приобретают технологии «стеллс». Принято считать, что пальму первенства в этом держат Америка и Германия. Однако просачивающиеся в общество скупые сведения о российских разработках позволяют смоделировать ситуацию с российской корабельной невидимостью как очень перспективную.

Электроника, безопасность

Развитие мирового кораблестроения в последние двадцать лет проходит под все большим влиянием электроники. Сейчас ведется разработка полностью интегрированной системы боевого управления подводной лодкой. Проводятся целенаправленные работы по автоматизации надводных кораблей. Однако, как замечают эксперты, сложность морских операций, их неповторимость и непредсказуемость развития сюжета исключают возможность создания даже в далеком будущем кораблей-автоматов. Наиболее актуальным направлением автоматизации и роботизации на флоте является обеспечение живучести при боевых и эксплуатационных повреждениях, а также обслуживание потенциально опасных установок и систем.

Важнейшей тенденцией в мировой практике военного кораблестроения становится перенос достижений гражданского судостроения в военное. Больший - в 140-150 раз - мировой тоннаж гражданского флота по сравнению с военно-морским, его многократно более интенсивная эксплуатация, неизмеримо более высокие стандарты безопасности и безусловное требование конкурентоспособности гражданских судов на рынке послужили причиной существенного пересмотра стандартов военного кораблестроения в ведущих морских державах в направлении заимствования гражданского опыта.

Публикацию подготовил Владимир ВОЛОДИН