Корабельная сторона
Номер от 16 декабря 2002 г.

И стала улица Проспектом
Любопытна судьба проспекта Ленина

Я не знаю, как правильно называется шоссе от здания управления Севмаша до площади Егорова. Многие считают его началом проспекта Ленина, должно быть потому, что он соединяется с ним напрямую.

НАВЕРНОЕ, сам проспект официально все же начинается с циркульных домов. Дату их постройки - 1953 год - можно прочитать на фронтонах этих зданий. В то время проспект застраивался почти сразу по всему его протяжению, от Первомайской до Ломоносова, многие из домов сдавались одновременно. Тогда еще использовался подневольный труд, строили узники лагерей, военнопленные, хотя строительный трест очень быстро пополнялся квалифицированными специалистами, специальность строителя в городе становилась все более почетной.

Когда-то в Северодвинске пробовали устраивать праздники улиц. Помню, например, каким ярким и зрелищным стал праздник проспекта Ленина, столь же торжественным и радостным было празднование улицы Советской. Если бы эти начинания получили дальнейшее развитие, то для жителей упомянутого проспекта в нынешнем году был бы опять повод «поюбилеить». Причем даже не один, а два раза. Одно из знаменательных событий в его истории произошло 65 лет тому назад, 27 декабря 1937 года. В этот день оргкомитет Архгорсовета, в административном подчинении которого находился поселок Судострой, принял решение о переименовании всех его улиц, которые до этого были номерными. Так будущий проспект В.И. Ленина сменил свое изначальное имя, вместо улицы Шестой стал именоваться Торфяной. Кстати сказать, название было довольно точным. При прокладке этой улицы проводили так называемое выторфовывание, рыли глубокую канаву. Вынутый же торф очень долго лежал по обочинам будущей дороги.

Должно быть, эта картина так надолго засела в моей памяти из-за того, что канава проходила и под окнами нашего дома, и мы с друзьями-второклассниками не раз выходили на нее с коньками. Как-то раз лед не выдержал, и я принял ледяную купель, отделавшись, на радость родителей, лишь легким испугом.

Когда же Торфяная преобразилась в Арктическую, достоверно пока установить не удалось. А вот когда она стала проспектом, носящим имя вождя, известно. Произошло это 45 лет назад накануне сорокалетия Октября.

В юго-западном направлении от нынешней площади Ломоносова еще даже в начале пятидесятых годов был пустырь, вернее, подсыхающее болото. Охотники ходили сюда пристреливать ружья, охотиться на куликов, мальчишки бегали полакомиться черникой или морошкой. Дома появились здесь в начале 1953 года, выросли они дружно, почти разом, как грибы после дождя. Нечетная сторона застроилась квартирными домами, четная - типовыми благоустроенными общежитиями. Их новоселов радовали и удивляли колонны перед входом, шелковые портьеры в холлах, просторные красные уголки, душевые. Всего этого в старых деревянных общежитиях, конечно же, не было. Правда, утренний подъем оставался таким же, как и прежде. В половине седьмого вахтер тетя Нюра (или тетя Маша) брала деревянную колотушку и, двигаясь по коридору, ударяла в каждую дверь, сопровождая удары возгласом: «Ребята, вставайте!» Отсюда по утрам в любую погоду в сторону завода тянулись цепочки молодых корабелов. Эти ручейки по мере движения постепенно сливались в могучую реку. Шагал вперед рабочий класс. Величественная то была картина. Шагали по утоптанной щебенке, временами месили глину, протаптывали тропки через снежные сугробы, асфальта и пешеходных тротуаров еще не было.

Но в те же пятидесятые годы центральная магистраль города обрела свои формы, предусмотренные Генпланом. Не было еще только Дворца культуры. Проспект становился обжитым, густонаселенным. Из «деревянного города» сюда переместились городская библиотека, центральная аптека, открылись новые магазины, очень быстро завоевал популярность кинотеатр «Родина», не пустовал и Дом техники.

Впрочем, не был безлюдным и сам проспект, очень быстро став любимым местом прогулок молодежи. В выражение «прошвырнуться по проспекту» вкладывался особый шик. Впрочем, любили пройтись по нему и более взрослые горожане.

С конца пятидесятых по проспекту стали шествовать праздничные колонны демонстрантов. В начале шестидесятых уже постоянно проводились массовые гуляния. Бывшая Торфяная улица стала неотъемлемой частью центра большого города.

Семидесятые годы, ставшие временем интенсивного строительства, наложили и на нее свой отпечаток. Здесь уже не увидишь столь интенсивного потока людей, спешащих на работу. Общежития переместились в новые районы, да и осталось их вообще очень мало. Нет теперь кинотеатра «Родина», гораздо меньше зрителей принимает Дворец культуры. Но проспект, ставший своеобразным водоразделом между старым, деревянным, и новым, каменным, городом, исправно несет свою повседневную службу.

Александр БУРЛОВ