Корабельная сторона
Номер от 1 апреля 2002 г.

Простые герои Андреева
Знаменитый киноактер бывал и в Северодвинске

Первая моя встреча с киноартистом Борисом Андреевым произошла в заводском Доме культуры имени Горького в конце мая 1963 года. Тогда из его уст я узнал и о том, как этот замечательный актер вошел в кино. Зрительный зал был переполнен...

кончив Саратовский драматический техникум, он стал актером местного драмтеатра. Приехал в Москву с театром на летние гастроли как рабочий для погрузки-разгрузки декораций. Здесь его - крепкого волжанина - случайно встретил режиссер Иван Пырьев, дал прочитать сценарий фильма «Трактористы» и назначил репетицию. Так вскоре родился киноартист Борис Андреев, исполнивший в том знаменитом фильме роль Назара Думы, тракториста, запросто поднимающего одной рукой за колесо трактор ХТЗ.

Роли Бориса Андреева в фильмах «Большая жизнь» (Харитон Балун), «Сказание о земле Сибирской» (Яков Бурмак), «Кубанские казаки» (Федя Грушин), «Максимка» (матрос Лучкин), «Жестокость» (Лазарь Баукин) и другие вошли в историю советского кино. Всего к 1963 году он снялся в 33 фильмах. Его героев народ любил за доброту, естественность, широту души. То был актер с необычайно благородной внешностью, громовым басом, с природным обаянием. Б.Андреев - дважды лауреат Государственной премии. В 1962 году ему было присвоено звание Народный артист СССР.

Очень нравился он мне в фильме о защитниках Ленинграда «Два бойца». Этот фильм снимали по сценарию Евгения Габриловича в 1943 году на киностудии в Ташкенте. Режиссер Л.Луков слегка переделал сценарий, добавил в него песни «Темная ночь» и «Шаланды» в исполнении Марка Бернеса. Картина получилась масштабнее, крупнее и важнее, чем по сценарию. Благодаря игре Бориса Андреева, фильм, задуманный как эпизод фронтовых будней, обрел широту, вызывал раздумья о Родине, ее людях. Борис Андреев принимался всем сердцем. Верилось, что уж раз поднялся такой парень, взял автомат, надел каску, то он непобедим. Фильм идет на экранах до сих пор, и песни из него исполяются многими артистами.

Интересен был рассказ Бориса Андреева о фильме «Сказание о земле Сибирской». Этот фильм режиссера Ивана Пырьева целый год снимался под Москвой, в Звенигороде. Выезжали актеры и в Сибирь. Три месяца они снимались в Праге, там шла работа над эпизодом... в чайной, где блистали Борис Андреев и Вера Васильева. Необходимость такого дальнего путешествия за границу была продиктована чисто техническими причинами. Чехословацкая киностудия «Баррандов» обладала всем необходимым для съемок цветного фильма, а мы тогда - в 1947 году - только начинали браться за это дело.

Казавшийся вначале замкнутым, артист к концу встречи производил самое благоприятное впечатление: в меру шутил, вспоминал различные эпизоды из своей жизни и случаи на съемочной площадке.

После встречи мы, несколько человек, постояли на крыльце Дома культуры, полюбовались наступившей белой ночью. Вскоре мимо нас прошел и Борис Андреев. Он поискал подходящую автомашину, но поблизости стоял только военный «козлик», за рулем которого томился шофер в форме моряка. Я слышал, как артист сказал: «Мне не привыкать!» - и сел в машину. Следующая встреча у него проходила в северодвинском Доме офицеров флота.

Последний раз я встретился с Борисом Андреевым в сентябре 1979 г. в Москве. Тогда в стране широко отмечалось 60-летие советского кино. Для показа достижений киностудий Советского Союза на ВДНХ был выделен самый большой павильон: тот самый, на котором демонстрировались достижения СССР на всемирной выставке в Монреале. Удачный по конструкции павильон разобрали в Монреале, перевезли в Москву, смонтировали на ВДНХ. И вот он дождался своего звездного часа - в нем демонстрировалась продукция всех киностудий 15 советских республик. Были здесь и встречи с киноартистами, в том числе и с Борисом Андреевым.

Работа над кинофильмами была для него всегда процессом длительным и напряженным. Актер сам выписывал из сценария тексты из своих ролей, постепенно заучивая их наизусть. Кроме работы на киностудии, Борис Андреев ездил по стране с киноконцертами. В перерывах между съемками занимался самообразованием, конспектировал труды по философии. К концу жизни он увлекся сочинением афоризмов, которых накопилось великое множество. Издательство «Искусство» выпустило его небольшую афористическую повесть «Суета сует». Вот некоторые из афоризмов, опубликованных в книге: «Одному кажется - черт попутал, другой уверен, что Бог послал», «Да вы разве еще живы?» - воскликнул мой лечащий врач с восторгом», «Его спустили с лестницы, а он сделал вид, что снизошел к нам».

Когда в семье Б. Андреева родился сын, его в честь любящего отца назвали Борисом. В жизни сына любимым делом стало искусствоведение.

В одной из поездок Борис Федорович сильно простудился и умер в московской больнице 24 апреля 1982 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, я бывал на его могиле несколько раз.

До последнего года своей жизни он был востребован как артист, и после приезда в наш город снялся еще в семнадцати кинофильмах. Наиболее значимые из них: «Оптимистическая трагедия» (Вожак), «На диком бреге» (Литвинов), «Дети Ванюшина» (Ванюшин), «Мое дело» (директор завода Друянов).

Вячеслав ЗУЕВ