Корабельная сторона
Номер от 26 марта 2002 г.

«Гринпис» борется за девственность...
В территориальных водах Нидерландов при заходе в порт Амстердам восемь его активистов захватили теплоход «Капитан Мочалов» Северного морского пароходства

Гринписовцы подобрались к борту судна на двух моторных лодках. Три защитника природы приковали себя наручниками к якорной цепи «Мочалова». В это время пять их товарищей проворно забрались на борт и направились к сложенному на палубе грузу - пакетам с пиломатериалами. «Капитан Мочалов» вез одиннадцать тысяч кубометров пилолеса Соломбальского ЛДК в Амстердам и немецкий порт Бремерхафен для одной крупной датской лесной корпорации.

Александр Донковцев, капитан теплохода, и члены экипажа пытались уговорить гринписовцев не трогать груз и покинуть борт судна. Но «зеленые», заявив, что они протестуют против «вырубки девственных прибрежных лесов, расположенных вблизи Архангельска» (а, по их мнению, именно такой лес перерабатывает СЛДК), сорвали брезент с пакетов и написали на досках черной краской «Greenpeace». И этим напрочь испортили груз. Но на этом защитники лесной девственности не успокоились - они приковали себя наручниками к грузу.

Капитан заявил протест портовым властям Амстердама с требованием защитить судно, судовладельца и фрахтователя от действий активистов Гринпис как незаконно проникших на борт российского судна в территориальных водах Нидерландов. Сам экипаж, по морским законам, не имел права даже прикасаться к «пиратам» - это дело местной полиции и администрации порта.

Между тем, портовые власти Амстердама запретили «Капитану Мочалову» заходить в порт с «зелеными» на борту. Голландский лоцман срочно покинул захваченное судно. «Капитану Мочалову» пришлось встать на рейде и ждать, чем закончатся переговоры с портовыми властями и полицией, к которым (а также к консульской службе МИД России, Минтрансу РФ России и к властям Амстердама) обратилось еще и СМП.

Переговоры закончились в понедельник. Полиция освободила от «зеленых» якорную цепь «Мочалова», но отцепить гринписовцев от груза ей не удалось. Так все вместе они и зашли в порт Амстердам. И вчера «Капитан Мочалов» уже начал разгружаться. Суточный простой - не большая потеря для СМП и грузовладельца. Но груз-то испорчен, и сейчас зарубежная страховая компания груза СЛДК разбирается, кому и на какую сумму предъявлять иск. Но, по практике, заставить платить «Гринпис» за материальный вред от его природоохранной деятельности еще никому в мире не удалось.

Вообще это уже девятая акция «Гринпис» по защите от вырубок девственных беломорских лесов. Нечто подобное происходило во Франции и Германии. Груз СЛДК атакуется уже третий раз. А суда СМП «Гринпис» начал захватывать в этом году. Первый случай был 3 декабря с нашим теплоходом «Механик Тюленев» на пути в германский порт Вильгельмсхафен. Но тогда «зеленые» не портили груз и судовое имущество.

Сейчас на СЛДК и в СМП опасаются, что это была не последняя выходка «Гринпис»: на официальном сайте организации опубликован не только полный список компаний-получателей соломбальской древесины, но чуть ли не даты захода наших теплоходов с ней в иностранные порты. А СЛДК и СМП возникшую проблему «зеленых пиратов» без вмешательства российских и зарубежных властей не решить.

Надежда БРЕШКОВСКАЯ, «Правда Севера»