Корабельная сторона
Номер от 26 марта 2002 г.

Призрак «Курска»
Механизмы погибшего атомохода переставят на другие подводные лодки

21 марта стало известно, что АПЛ «Курск», ожидающая в доке Росляково утилизации, не будет уничтожена до конца. Некоторые ее механизмы и агрегаты переустановят на другие подлодки российского ВМФ.

Заместитель генерального директора Севмаш-предприятия, где и был построен «Курск», Владимир Чувакин заявил «Известиям», что соответствующее предложение поступило от ЦКБ «Рубин». Причина инициативы традиционна: установить уцелевшее оборудование с погибшей лодки дешевле, чем изготовить новое. Более того, по сведениям «Известий», даже на новый «Курск» в свое время были установлены агрегаты с других списанных подводных лодок.

- Можно использовать, например, валы и другое кормовое оборудование «Курска». Многие агрегаты на лодке, несмотря на катастрофу, находятся в нормальном состоянии, - сообщил Чувакин «Известиям». - Соответствующее решение уже подготовлено, в данный момент оно согласовывается с заинтересованными ведомствами. Думаю, через несколько месяцев оно будет принято официально совместной комиссией Минобороны и «Россудостроения».

По словам г-на Чувакина, после этого специальная комиссия проведет на судоремонтном заводе «Нерпа», куда для утилизации будет переведен «Курск», исследования по каждому уцелевшему механизму, чтобы понять, в состоянии ли он выполнять свои функции. Цена вопроса - многие миллионы рублей, которые будут сэкономлены при ремонте других АПЛ проекта 949А. Современная подлодка такого класса даже без вооружения стоит не меньше миллиарда рублей.

- В комиссию войдут представители ВМФ, специалисты нашего завода, а также представители других заводов-смежников, - заявил «Известиям» главный инженер «Нерпы» Владислав Римденок.

По словам капитана 1 ранга запаса Михаила Волженского, входившего в государственную комиссию по приему «Курска», технологически в снятии деталей с погибшей лодки для ремонта других нет ничего необыкновенного.

- Моряки иногда плавают на погибших, но потом поднятых кораблях, - пояснил он «Известиям». - Знаменитый «Варяг», потопленный японцами, был затем поднят и служил в японском флоте, а затем его передали России. Конечно, плавать на корабле, на котором есть оборудование с погибшего крейсера, - очень плохая примета. Не принято носить вещи с покойников. Но ведь нет денег на новое оборудование! Ну а кроме того, иногда просто невозможно его заказать, потому что предприятия, которые производили ту или иную технику для АПЛ, прекратили свое существование. Каждая гайка, если она будет признана годной к эксплуатации, должна быть использована.

Действующие же подводники не склонны драматизировать ситуацию.

- Никаких суеверий в этом плане у нас нет, - пояснил «Известиям» командир однотипной с «Курском» субмарины «Омск», базирующейся на Тихоокеанском флоте, Владимир Дмитриев, корабль которого отправится на плановый ремонт через несколько лет. - Экипаж всегда принимает участие в ремонте, но нас не ставят в известность, откуда поступила та или иная деталь.

Дмитриев считает, что нет ничего плохого в том, что уцелевшие детали с подводной лодки «Курск» будут использованы для ремонта других АПЛ. На ТОФе уже существует практика переустановки деталей с одной субмарины на другую. Дело в том, что заказ на новые детали надо делать по графику за несколько лет до их плановой замены. Если что-то выходит из строя до этого срока, легче заменить механизм оборудованием, снятым с подводной лодки, поставленной на прикол.

Офицер заказывающего управления ВМФ, попросивший не упоминать его фамилию, отреагировал на данную инициативу весьма эмоционально.

- Будут использовать снятые валы? Корабль упал со 100 метровой высоты на гранитное дно и столько же пропахал по инерции... После удара о грунт у АПЛ только чудом не сошел с фундамента реактор. Валы вытачивают с микронной точностью, именно благодаря этому достигается бесшумность подводного хода. Когда они повреждаются, их проще сделать заново, чем выправлять дефектные.

- Устанавливать на другие подлодки оборудование со списанных кораблей начали в самом конце 70-х годов, когда стали выводить на ремонт АПЛ, построенные в середине 60-х, - сообщил «Известиям» контр-адмирал в отставке Юрий Бекетов. - Касалось это небольших деталей и механизмов, - подчеркнул он.

- Из-за недостатка денег на современных российских АПЛ приходится ставить и «неуставные» детали, которые не были предусмотрены проектом разработчика. Один из офицеров «Курска» разобрал свой новый телевизор, чтобы найти детали для ремонта пульта управления ракетной стрельбой, - рассказал «Известиям» Анатолий Сафонов, отец погибшего на «Курске» капитан-лейтенанта Максима Сафонова.

По сведениям «Известий», при строительстве подлодок «Курск» и «Омск», которые были сданы в 90-е годы, на них тоже ставилось отремонтированное оборудование со списанных субмарин. Пока остается неясной судьба 15 из 22 крылатых ракет «Гранит», штатным образом извлеченных из ракетных шахт «Курска». Не исключено, что в случае если эксперты признают их годными к использованию, а предварительно такое заключение уже было вынесено, ракеты с «Курска» тоже снова поступят на вооружение ВМФ.

Константин ГЕТМАНСКИЙ, Дмитрий САФОНОВ «Известия»