Бабья радость
Номер от 14 января 2011 г.

Классики мировой педагогики о раннем развитии
Мы уже поговорили о Масару Ибуки – его учение, выстраданное на собственном опыте, очень ценно. А в нашей стране одно время огромной популярностью пользовалась методика Никитиных.

НАДО СКАЗАТЬ, что истоки их бесценного семейного воспитания – в книгах и учебниках Марии Монтессори, которая жила-то в XIX веке, а методы ее не устарели до сегодняшнего дня. Она называла их педагогикой наблюдения, где главная задача взрослого – внимательно изучать спонтанную познавательную активность ребенка и следовать ей. Так, она считала, что взрослые не должны во всем обслуживать малыша, иначе это ограничит его независимость. Сейчас много исследователей этого метода, создаются группы монтессорские, детские сады, и занятия там очень жизненны и просты: налить в кувшинчик воду, из него – в чашку, полить цветок, открыть и закрыть дверь, правильно поздороваться, попрощаться, пользоваться салфеткой, завязывать и развязывать шнурки. Согласитесь, вроде бы ничего особенного, но для ребенка обучение таким навыкам – это труд! А начинать все можно и нужно как можно раньше. Главное – постепенно. И многократно. Показали красный кубик: «Это красный кубик». Попросите: «Покажи, где красный кубик». И так до тех пор, пока малыш не будет безошибочно находить его.

Вообще, пособия по методике М. Монтессори дают возможность развивать все органы чувств, узнавать все необходимые свойства предметов – вес, цвет, форму, величину… Это разной шершавости буквы, всяческие башенки, цилиндры, шумящие и звучащие клавиши, коробки… Сейчас их можно купить в магазинах, а можно сделать и самим, как это делали в семье Никитиных: именно там сделан был клуб «уникум», всяческие вкладыши, рамки. Это они приучали с раннего детства детей к труду – давали возможность резать продукты тупым ножом, пришивать пуговицы, вешать белье на веревочку, стирать носовой платок, носки с мылом. Мыть игрушки и посуду: любая домашняя работа развивает мелкие мышцы рук, пальчики становятся ловкими, послушными, и это не заменить никакими сверхдорогущими пособиями и играми. Если малыш активно двигается, значит, развивается и его интеллект. Используйте, как и Мария Монтессори, как Никитины, всякие лоскутки, пуговки, крупу, мисочки, крышечки. Главное, напоминаю, - постепенность! Значит, не бросать со словами: «Ну, что у тебя руки-то деревянные!» Чтобы научить правильно завязывать и развязывать шнурок, надо проделать эту труднейшую для ребенка операцию … 95 раз! Ну, а терпение и труд все перетрут, как гласит народная мудрость.

Н. Третьякова