Продлены сроки следствия по уголовному делу, возбужденному в отношении командующего Ленинградской военно-морской базой вице-адмирала Александра Корнилова. Наша газета уже сообщала об этом.
Эти события, которым в нынешнем году исполняется 65 лет, начались довольно далеко от Севера, в Кронштадте. Там, на Морском заводе, в начале 1936 года шла напряженная работа по подготовке к переводу двух эсминцев Балтфлота «Войков» и «Сталин» во Владивосток по морям Ледовитого океана.
«Подлодка М-173 потопила транспорт, шедший в охранении двух тральщиков. Подлодка С-102 высадила разведгруппу в районе Варде. Подлодка Д-3 вернулась из похода. Авиация из-за плохой погоды не летала. Огонь по неприятелю вела батарея №140. Морской охотник МО-212, прибывший в район мыса Пикшуев, разведгруппы, высаженной 14 марта, не обнаружил. С рыбного промысла не вернулся траулер «Коминтерн»...(Из сводки оперативной обстановки на Северном флоте за 16 марта 1942 года).
В понедельник в 11 часов подлодка «Курск» была поднята с морского грунта на 58 метров. Баржа «Giant-4», к которой тросами прикреплен атомоход, снялась с якорей и начала движение вместе с прикрепленной к ней подлодкой. Баржу транспортирует буксир «Смит Вайс».
В статье Владимира Алексеевича Дианова, инженера-кораблестроителя и бывшего офицера-североморца, излагается еще одна из возможных версий возникновения трагической ситуации на борту российской АПЛ.
«Подлодка М-173 потопила транспорт, шедший в охранении двух тральщиков. Подлодка С-102 высадила разведгруппу в районе Варде. Подлодка Д-3 вернулась из похода. Авиация из-за плохой погоды не летала. Огонь по неприятелю вела батарея №140. Морской охотник МО-212, прибывший в район мыса Пикшуев, разведгруппы, высаженной 14 марта, не обнаружил. С рыбного промысла не вернулся траулер «Коминтерн»...(Из сводки оперативной обстановки на Северном флоте за 16 марта 1942 года).
Когда два года назад во время приезда в Архангельск руководства РАО «Норильский никель» впервые была озвучена сенсационная идея переоборудования построенных на Севмаше атомных подводных лодок в подводные же сухогрузы и танкеры, многие посчитали это нереальным. Собственно, так оно тогда и оказалось. Но не зря говорят, что хорошая идея должна вылежаться.
Отметив преимущества советской машины в броне и вооружении, стали подсчитывать недостатки. Башня теснее, чем у «немца» (это так). Оптика хуже (а танкостроители тут при чем?). Двигатель ненадежный (не имеющий аналогов в мире танковый дизель В-2 еще не преодолел «детские болезни» и громко ревет (еще бы, когда он мощнее немецкого на 200 «лошадей»). Наконец, на шоссе «немец» разогнался почти до 70 км/час, а «тридцатьчетверка» не дала и паспортных 50-ти (а чего еще ждали, если у нее броня толще в полтора раза и вес на 7 тонн больше?).
Вчера на совещании в Санкт-Петербурге вице-премьер правительства России Илья Клебанов заявил, что операция по подъему АПЛ «Курск» со дна Баренцева моря может завершиться 27-29 сентября.
Вчера в Санкт-Петербурге открылась шестая международная выставка и конференция по судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океанов и шельфа «Нева-2001».
В пятницу, в 10.00 по московскому времени, из норвежского порта Киркенес вышла подъемная баржа «Giant-4». Судно держало курс в район операции и должно было прибыть туда в течение двух суток.
После этого помещения подлодки осушили. Теперь предстояло в нее войти... Рассказывает вице-адмирал в отставке Р.Д. Филонович, в 1969-м - капитан-инженер 1 ранга:
Результаты проведенного визуального и видеоосмотра линии реза первого отсека затонувшей подлодки «Курск» позволили начать подготовку к очередному этапу операции по подъему атомного подводного крейсера.
Вчера завершили резку первого отсека АПЛ «Курск». 11 сентября на фоне американской трагедии как-то незамеченным осталось событие, связанное с прибытием в Росляково второго понтона «Гон», которое буксировал из Северодвинска морской буксир «Евгений Егоров». Уже завтра, 15 сентября, в рамках контракта, заключенного с компанией «Маммут», Севмаш передаст оба понтона заказчику, после чего и будет произведен окончательный расчет с северодвинскими корабелами.
Дело давнего прошлого, но когда-то меня заинтересовало собрание навигационных документов Ост-Индской кампании. Британцы, искавшие новые, более короткие пути в страну слонов и магараджей, всячески поощряли попытки мореходов достичь ее северным, неизведанным путем. С той поры в архивах сохранилось немало английских географических карт, на которых пространство за мысом Нордкап, и нынешняя Россия в том числе, отображалась гипотетически. Огромная неизведанная страна, лежавшая за восточной границей польских земель, значилась на них, как... Tartaria. Не Русь, не Россия, не Московия, на худой конец, а именно - Тартария.
Из экспедиции вернулась летающая лаборатория. Ровно месяц мурманский самолет-лаборатория ПИНРО проводил плановую съемку в открытой части Норвежского моря.
«Костромской судомеханический завод» при участии КБ скоростных судов им.Р.Е.Алексеева (Нижний Новгород) закончил разработку нового проекта катера КС-14. На его базе планируется строительство пассажирских, аварийно-спасательных и специальных технологических судов различного назначения.
С каждым посещением мы видим, как постепенно, шаг за шагом возрождается обитель, находится все больше и больше людей, которые тоже готовы принять участие в ее возрождении.
Моему расследованию не один год, но конца ему не видно. Есть особенности. Чем глубже затягивал поиск, тем больше обнаруживалось ныне известных стране имен, причастных к событиям. Мне кажется, это показатель масштаба произошедшего. И еще - следы не раз возвращались в Северодвинск, где лодку и экипаж знали. Лодка приходила и становилась к причалам военно-морской базы, а одну из зимних навигаций простояла во льдах близ цеха 42 Севмашпредприятия.
Как сообщил заместитель директора Российского института радионавигации и времени Вадим Жолнеров, реализация программы начнется в следующем году и рассчитана на 10 лет. В проекте федерального бюджета на 2002 год уже запланировано выделение 1 млрд 999 млн рублей на восстановление российской орбитальной группировки и проведение других мероприятий в рамках программы.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!