Фото «КС» |
Новые гавани НАО
Сначала подробнее о заявлениях, которые сделаны чиновниками. В частности, главы администрации Ненецкого автономного округа Игоря Федорова (цитата): «С 2000 года округ является регионом-донором. Мы уверенно держим лидирующие позиции в России по инвестициям, строительству жилья, по величине заработной платы и доходов на душу населения. Но сдерживающим фактором устойчивого социально-экономического роста округа выступает неразвитость транспортной инфраструктуры, ее морской и континентальной составляющих, что препятствует освоению природно-ресурсной базы». Что в этой связи предлагает Игорь Федоров? Модернизировать портопункты, которые находятся на арктическом побережье Архангельской области. Еще конкретнее – на побережье НАО, а это Индига, Амдерма, район уже хорошо известного многим Варандея. В рациональности такого предложения трудно усомниться, даже памятуя об относительной мелкости здешних акваторий. Также губернатор предлагает переоснастить воздушные гавани региона и обновить местную авиацию. Это, по его мнению, «откроет возможность увеличить экспорт транспортных услуг и создать резерв транспортных мощностей». Конкретно для этого власти НАО считают целесообразным создать на своей территории казенное предприятие «Аэропорты Ненецкого автономного округа». Причем продвижение в этом направлении, можно сказать, уже началось, поскольку ранее администрация округа подписала соглашение о своих намерениях внедрить единую систему наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в Арктике с помощью космических спутников ГЛОНАСС. Еще одно заявление, и оно касается уже инвестиционной политики, сделал координатор проекта «Северный морской коридор» (СМК) Владимир Харлов: «Начиная с мая 2010 года СМК и все наши партнеры и представители правительств Великобритании, Голландии, Норвегии, региональной власти и бизнеса очень активно ведут переговоры. Но сложилось сразу несколько вопросов, направлений, решений, которые продвигаются, но из-за своей масштабности, многозначительности требуют времени. Нужно решать конкретные вопросы, связанные с таможенным режимом, вопросы с грузопотоком, с оборудованием космических станций, береговой инфраструктуры. Конечно, нужно инвестировать в инфраструктуру Архангельского морского порта. Здесь речь идет о перегрузочном оборудовании, об инвестировании в контейнерный терминал и в речной морской вокзал, как структурное подразделение Архангельского морского порта. Но если обсуждать эту тему, то областное министерство экономического развития должно четко просчитать те преференции, которые получат инвесторы». Что и говорить, намерения благие. Правда, есть и пессимистичные встречные вопросы. Скажем, призывы инвестировать в развитие морского порта Архангельска мы слышим далеко не первый год. Как и о планах строительства нового грандиозного глубоководного порта в районе Мудьюга. И что с того? Не отнять размаха и у другого заявления Владимира Харлова, касательно вопроса, где должна располагаться в будущем региональная администрация Северного морского пути. По его мнению, в Архангельске. Но, как мы помним, даже в лучшие свои годы Севморпутем командовали из далекой от ледовых морей Москвы – здесь квартировало его главное управление. Вряд ли многочисленная чиновничья рать столицы упустит шанс «порулить» теми же ледоколами из фешенебельных апартаментов в черте Садового кольца.На Норвегию равняйсь!
От слов чиновников к делам вполне конкретным, уже свершенным. Напомним сначала о главной экспедиции 2010 года, имевшей финиш у архангельского причала. Октябрьским днем в аванпорту Экономия завершило экспедиционный рейс, пожалуй, самое известное сегодня исследовательское судно РАН «Академик Федоров». Длилось плавание три месяца. В Архангельске, к слову, судно не задержалось, после краткой стоянки поспешило в Петербург, чтобы не без спешки взять на борт людей и грузы 55-й Антарктической экспедиции. Сегодня «Академик Федоров» уже в пути – на Крайний Юг планеты. О «внезапно» возобновленном интересе России к Антарктиде разговор поведем в следующих публикациях, но чем же занимались в этом году российские ученые на Крайнем Севере? Тайны здесь нет: изучением шельфа Ледовитого океана в районе подводного хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Материалы, собранные учеными в этом рейсе, станут основой российской заявки на оформление границ шельфа в специализированной комиссии ООН. Поясним. Согласно Конвенции по морскому праву Россия имеет вдоль побережья Ледовитого океана 12-мильную зону территориальных вод и 200-мильную экономическую зону. Однако полоса экономических интересов может быть увеличена, если доказать мировому сообществу, что континентальный шельф простирается дальше этих оговоренных 200 миль. Норвегия, например, так и поступила. В прошлом году специалисты ООН внимательно изучили доводы норвежцев и хотя не во всем с ними согласились, однако то, с чем ООН согласилась, позволило законно приобщить к Норвегии огромный кусок арктического шельфа. Россия до поры до времени научными доказательствами себя не утруждала, опускала на дно Северного полюса флажки, окрашенные в цвета российского триколора, наивно полагая, что застолбила этим свои будущие добычные участки. Остальные страны если не посмеивались над подобными «доказательствами», то уж недоумевали точно. К счастью, нашлись и у нас трезвые головы, и теперь Россия в роли догоняющей. Страна намерена в 2013 году повторить успешные научные доказательства норвежцев. А велик ли куш? Если упомянутый хребет Ломоносова будет признан границей российского шельфа, то страна получит для своей экономики гигантский сектор Арктики общей площадью 1,2 млн квадратных километров! Если докажет, повторимся. А охотников прибрать хребет Ломоносова к своему шельфу имеют, между прочим, и Дания, и Канада, и там тоже ищут научные обоснования. Скаламбурим: не без оснований. Между тем в июле из Архангельска в Арктику ушла еще одна экспедиция - на «Неотразимом», морском буксире-спасателе МЧС России. Основной вектор ее исследований – экология Севморпути. В традиционный снабженческий рейс из Архангельска к полярным станциям ушел и главный на сегодняшний день наш «арктический грузовик» - дизель-электроход «Михаил Сомов». Однако помимо снабженческих обязанностей он выполнял еще и научные. В частности, некоммерческая московская организация «Полярный фонд» на борту «Сомова» отправила своих специалистов для участия в одном из пилотных экологических проектов, и тоже с конкретной привязкой к Арктике. Однако подробнее о рейсах «Неотразимого» и «Михаила Сомова» в следующих публикациях «Корабельной стороны». В целом, складывается впечатление, что после длительного научного бездействия в Арктике Россия будто спохватилась. Более того, вспоминается присказка про того самого жареного петуха. И как тут не вспомнить начало 90-х прошлого века и безответственные заявления «папаш» российской либеральной экономики о том, что Севморпуть развивать нецелесообразно. Сама жизнь продемонстрировала профессиональную близорукость «экономистов» типа Егора Гайдара. Вняв им, страна действительно пару десятков лет не проводила масштабных научных экспедиций в Ледовитом океане. И ведь объяснение тому подыскали: якобы на это нет средств (и это в пору разбухшего Стабилизационного фонда! – Прим. О.Х.). А теперь «вдруг» средства, и немалые, появились. Несмотря на пресловутый финансовый кризис. До чего же сильна Россия-матушка! Задним умом.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта